На Всероссийском съезде учителей физики

В конце лета я была приглашена на съезд учителей физики для участия в Секции «ЕГЭ по физике: основные результаты и направления совершенствования КИМ». Съезд проводился на базе Образовательного центра Сириус. Организаторами стали Университет Сириус, МФТИ, МИФИ, МГУ имени Ломоносова, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Ассоциация учителей физики. В мероприятии приняло участие 1200 представителей из 77 регионов.№25 участников присутствовало лично. На открытии съезда выступили помощник Президента России А.А. Фурсенко, ректора МФТИ Д.В. Ливанов, ректор НИЯУ МИФИ В.И. Шевченко, ректор Московского университета В.А. Садовничий, руководитель фонда «Талант и успех» Е.В. Шмелева, заместитель министра Просвещения РФ Васильева Т.В.

Основной проблемой, по мнению участников съезда, является резкое сокращение числа выпускников, выбирающих в качестве ЕГЭ физику. За 6 лет количество сдающих физику уменьшилось в 2 раза. При этом отмечается недостаточный уровень подготовки по физике, дефицит учителей физики. По стране не хватает порядка 30 тысячи учителей. Было озвучено статистика приемной компании 2023. 25 пединститутов, 17 классических университетов не смогли осуществить набор на направление физика. Отмечу, что Калмыцкий госуниверситет в отличие, к примеру, ЮФУ, полностью выполнил госзаказ, но, к сожалению, в числе студентов, выбравших физику, мало выпускников Республики Калмыкия. Дефицит учителей физики только растет. Тревожит представителей МФТИ и МИФИ альтернативность физике информатики. В инженерные Вузы приходят студенты, не знающие физику. Как правило, они поступают, сдав ЕГЭ по информатике. Среди рекомендаций Министерству образования РФ – принимать на технические специальности по трем ЕГЭ (математика, физика, информатика), а также установить минимальный порог по русскому языку на уровне 50 баллов.

Участие в работе съезда для меня было полезным и интересным. В рамках моей секции были рассмотрены подходы к формированию заданий, обсужден макет КИМ-2024, заслушаны критические замечания к формулировке задач. Есть надежда, что в 2024 году упрощение приведет к росту среднего балла ЕГЭ, привлечет большее количество выпускников к сдаче экзамена. Как председатель комиссии по проверке расширенных заданий ЕГЭ по физике получила консультацию от составителей заданий, обменялась мнением с коллегами.

Как декану факультета, на котором реализуется направление Физика, было важно обсудить с коллегами особенности построения образовательных программ по направлению «Педагогическое образование», где очень мало физики. Выпускники идут в школу с минимальными знаниями предмета. Студенты зачастую «закрывают» вакансии в школе. Нагрузка не позволяет им учиться, в результате отсев из ВУЗа. Школы не направляют выпускников на педагогические направления, но при этом просят учителя, любого уровня подготовки.

Поскольку мой факультет активно сотрудничает с сообществом учителей физики РК, мне было интересны секции «Развитие таланта школьников в физике», «Организация практической деятельности школьников при обучении физики», «Кадровое обеспечение преподавания в школе». Конечно, все было не охватить. На съезд приехали учителя как из элитных гимназий, так из сельских школ, где обучается, например, 7 школьников, но 5 из них призеры олимпиад. Каждый из них любит свой предмет, ищет новые образовательные технологии, использует в работе с детьми различные платформы. Пока есть такие учителя, можно верить, что число влюбленных будет расти.

Декан ФМФИТ Сумьянова Е.В.