Школа юного литературоведа: взаимодействие кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы с общеобразовательными учреждениями Республики Калмыкия в системе «Школа – ВУЗ»

2 ноября 2022 года на гуманитарном факультете состоялись занятия осенней сессии Школы юного литературоведа (далее – ШЮЛ). Основная цель ШЮЛ – развитие учебных и творческих способностей школьников 10-11 классов, подготовка их к участию в различных олимпиадах и конкурсах, научно-исследовательских конференциях, едином государственном экзамене по литературе. Работу ШЮЛ в торжественной обстановке открыл Убушаев Е.Н., декан факультета, обратившись с приветственным словом к участникам сессии. Евгений Николаевич подчеркнул, что обучение в нашей ШЮЛ – это отличная возможность не только улучшить имеющиеся знания, но и приобрести бесценный практический опыт, познакомиться с новыми, яркими, интересными ребятами из других общеобразовательных учреждений.

Всего в работе Школы юного литературоведа приняли участие  75 учеников из 15 общеобразовательных учреждений районов Республики Калмыкия и  г. Элиста. Районные школы были представлены учащимися МКОУ «Ачинеровская СОШ», МКОУ «Цаганаманская гимназия», МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Х. Косиева», МОБУ «Троицкая гимназия им. Б.Б, Городовикова», МКОУ «Артезианская СОШ им. З.Н. Босчаевой», МБОУ «Оргакинская СОШ им. Э.Чоноскаева». Городские школы были представлены учащимися МБОУ «Элистинский лицей», МБОУ «СОШ № 4», МБОУ «СОШ № 8 им. Номто Очирова», МБОУ «СОШ № 12», МБОУ «Элистинский технический лицей», МБОУ «СОШ № 21», МБОУ «Элистинская многопрофильная гимназия», МБОУ «СОШ № 23 им. П.М. Эрдниева», МБОУ «Русская национальная гимназия им. преподобного С. Радонежского».

Участники Школы юного литературоведа проявили активный интерес к лекциям и практическим занятиям по темам: «Основы литературоведения» (занятие провела старший преподаватель кафедры Орлова Е.А.) «Основы научно-исследовательской работы по литературе» (занятие провела доцент кафедры Манджиева Б.В.).

Изучение стихосложения является важной составной частью литературоведения. Без знания его законов невозможно постичь в полной мере язык поэтического произведения. Учащиеся познакомились на занятиях с силлабической, тонической и силлабо-тонической системами стихосложения, видами тонического стиха и научились их распознавать. Отдельный блок был связан с определением стихотворных размеров и форм стиха. Заключительной частью занятия по основам литературоведения стала творческая рефлексия – создание каждым участником короткого литературного произведения – синквейна.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников является важным этапом в процессе обучения и профориентации. Участники Школы юного литературоведа познакомились с предложенным планом комплексного (целостного) анализа прозаического текста, отработали навыки использования литературоведческих терминов и понятий в ходе анализа художественных произведений. Отрадно, что полученную информацию ребята смогли в полной мере применить в литературном квесте (станция «Своя игра»), организованном и проведенном обучающимися 2 и 3 курсов направления Филология, профиль Отечественная филология (русский язык и литература).

Для учащихся 10-11 классов не менее интересной и полезной (по их отзывам) стала консультация по ЕГЭ, во время которой они задавали вопросы, касающиеся объема создаваемых текстов-ответов, аспектов сопоставления эпических, лирических, драматических и лиро-эпических произведений, критериев оценивания заданий разного уровня сложности.

Обучающиеся 4 курса направления Филология, профиль Отечественная филология (русский язык и литература) провели литературную игру «Где логика?», нацеленную на активизацию мыслительной деятельности школьников и развитие их аналитических навыков.

Анализ анкетирования, проведенного в конце учебного дня, показал, что все участники ШЮЛ удовлетворены проведенными мероприятиями и высоко оценили их важность и необходимость. А во время весенней сессии хотят продолжить работу по анализу разножанровых художественных произведений, потренироваться в создании собственных письменных ответов по заданиям ЕГЭ по литературе. Во время подведения итогов работы ШЮЛ победителям литературных игр и конкурсов были вручены грамоты и призы (блокноты и авторучки с логотипом гуманитарного факультета).

Необходимо подчеркнуть, что практически все школьники, принявшие участие в осенней сессии ШЮЛ, проявили живой интерес к ее работе, а значит, выбрали нашу Школу осознанно и целенаправленно. Профессорско-преподавательский состав кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы выражает огромную благодарность за плодотворное сотрудничество заведующим отделами образования Кетченеровского района (Нармадыкова Т.Н.), Черноземельского района (Эрдни-Горяева Н.М.), Юстинского района (Эрдниева Т.С.), Целинного района (Козлова С.В.), Икибурульского района (Лиджиев М.А.), директорам, учителям русского языка и литературы, классным руководителям ОУ РК, а также старшеклассникам, принявшим участие в работе нашей ШЮЛ.

Манджиева Б.В., Орлова Е.А., преподаватели кафедры РЯОЯ, РЗЛ.