Школа юного литератора: зимняя сессия

Кафедра русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы с начала учебного года провела ряд мероприятий в целях привлечения внимания школьников к предмету «Литература». В ноябре-декабре 2020 года были организованы онлайн-семинары «ЕГЭ по литературе: основные проблемы и перспективы» для учителей школ г. Элисты и районов Республики Калмыкия, где главной темой обсуждения являлась проблема выбора выпускниками предмета «Литература» для сдачи в формате единого государственного экзамена и поступления на направление «Отечественная филология (русский язык и литература)». Следующим этапом стало проведение в декабре 2020 года онлайн-олимпиады по литературе на платформе Google для школьников 11 класса.

В период зимних каникул 9 января 2021 года состоялась очередная сессия в «Школе юного литератора», на которую были приглашены ученики 11 классов. В работе школы приняли участие обучающиеся МОКУ «Вознесеновская СОШ им. И. В. Гермашева», МКОУ «Ергенинская СОШ им. Л.О. Инджиева», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «СОШ № 12», МБОУ «СОШ № 17»  им. Д.Н. Кугультинова»,  МБОУ «СОШ №20», МБОУ «Элистинский технический лицей» и др. Несмотря на онлайн-формат программа была достаточно насыщенной и очень содержательной.

Первое занятие на тему «ЕГЭ по литературе: основные этапы работы над заданием 8» провела кандидат филологических наук, доцент Баирта Владиславовна Манджиева. Предметом рассмотрения стало задание 8 в ЕГЭ по литературе, предполагающее развернутый ответ на проблемный вопрос ограниченного объема. Баирта Владиславовна разъяснила специфику задания, посоветовала, как правильно сделать анализ предложенного фрагмента текста, точно ответить на проблемный вопрос, увидеть главное, сформулировать свой ответ лаконично, привлекая текст для аргументации суждений, а также предложила пошаговый алгоритм выполнения, предупредила о возможных ошибках и недочетах. Умение работать с текстом, навыки его исследования и интерпретации, безусловно, помогут ребятам в выполнении заданий сопоставительного характера (9 и 16), в поиске аспектов сопоставления и аргументации, а также и при подготовке к сочинению по русскому языку.

Школу юного литератора продолжил блок по зарубежной литературе, который провела кандидат филологических наук, доцент Екатерина Алексеевна Шкурская. Ребятам было предложено рассмотреть интерпретацию образа и символа зеркала в зарубежной литературной сказке XIX-XX вв. На примере западноевропейских классиков Г. Х. Андерсена, Э. Т. А. Гофмана, Л. Кэрролла, О. Уайльда, Дж. Роулинг, Р. Р. Толкиена была рассмотрена типология зеркал. Ребята узнали, что в символическом плане зеркало может выступать моделью памяти, проекцией внутренней сущности человека, средством переосмысления окружающей действительности, обрядовым элементом, выполнять охранительную функцию, функцию «портала», становиться границей бытия и инобытия. Особый интерес вызвали такие фантастические предметы, как сквозное Зеркало Сириуса, Зеркало королевы эльфов Галадриэль, Зеркало Мудрости,  Зеркало Еиналеж (желание).

В третьем блоке старший преподаватель Елена Александровна Орлова обратилась к методике анализа лирического произведения, что, как правило, вызывает определенные трудности и на уроках в школе, и при ответе на проблемные вопросы в экзаменационных КИМах. Ребята проследили этапы анализа стихотворения Иосифа Александровича Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», а именно: историко-литературные, биографические факты, положенные в основу стихотворения; жанровое и идейно-тематическое своеобразие; особенности изображения лирического героя и ключевые образы; эмоциональный пафос стихотворения; композицию; изобразительно-выразительные средства (тропы, фигуры); стихотворный размер, рифму, строфу, а также значение данного стихотворения и его место в творчестве поэта.

В заключении студенты 4 курса направления «Отечественная филология (русский язык и литература)» провели для школьников викторину по литературе, эмодзи-конкурс, где проверялись знание художественных произведений, умение определять автора, заглавие, откуда «вылетело» крылатое выражение и др. Ребята с удовольствием участвовали в викторине, по итогам которой определились победители. Все участники «Школы юного литератора» получили сертификаты.

На весенних каникулах состоится заключительная в этом учебном году сессия в «Школе юного литератора», которая позволит получить три дополнительных балла к ЕГЭ по литературе при поступлении в Калмыцкий государственный университет.

 

Орлова Е.А., старший преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания,

русской и зарубежной литературы