Профессиональное самоопределение учащихся в рамках взаимодействия «Школа – ВУЗ»

На кафедре русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы разработана система мероприятий, направленных на подготовку старшеклассников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и дальнейшем  их трудоустройстве. Работа с выпускниками образовательных учреждений нашей республики представляется важной и необходимой не только преподавателям кафедры, но и обучающимся по профилю «Отечественная филология (русский язык и литература)».

В рамках реализации учебного плана студенты 4 курса прошли производственную практику (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) в образовательных учреждениях республики Калмыкия и республики Крым. В своих отчетах обучающиеся подробно описали каждый день, проведенный в школе, поделились удачными моментами своего первого опыта преподавания литературы, с уважением и признательностью говорили о наставниках – учителях русского языка и литературы, многие подчеркнули, что не ошиблись в выборе профессии и планируют после окончания университета работать в школе.

Во время прохождения практики ребята уделили большое внимание и профориентационной работе с учащимися 8-11 классов. Так, ярким событием для учеников 11 класса МБОУ «Элистинский лицей» стал классный час «Палитра профессий», который организовали и провели Халгаева Виктория, Давыдова Байн, Саттаров Шохрат. Классный коллектив активно взаимодействовал со студентами-практикантами, проявляя заметный интерес к предлагаемой информации. Студенты рассказали о различных профессиях, поделились впечатлениями о студенческой жизни. Также они познакомили учеников с деятельностью гуманитарного факультета и кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы. Рассказали подробно о том, как проходит обучение по направленности «Отечественная филология (русский язык и литература)» и каких высот можно добиться, если активно участвовать в учебной и внеучебной деятельности университета и факультета. Кроме того, практиканты акцентировали внимание выпускников «Элистинского лицея» на том, где и кем могут работать люди с филологическим образованием. В конце мероприятия и после его завершения лицеисты задавали вопросы и делились впечатлениями. Безусловно, проведенный классный час «Палитра профессий» стал ценным опытом как для старшеклассников, так и для студентов.

Халгаева В., Давыдова Б., Саттаров Ш. выразили огромную благодарность Манджиевой Елене Куприяновне, руководителю практики от образовательного учреждения, классному руководителю 11 класса за терпение и понимание. Студенты были восхищены высокими профессиональными и человеческими качествами педагога. Примечательно и то, что взаимодействие с лицеистами продолжилось и после практики. Елена Куприяновна пригласила ребят в качестве членов жюри на лицейскую конференцию «Первые шаги в науку».

В  МБОУ «СОШ № 23» г. Элиста проходили практику Бадмаева Софья, Монгуш Анита, Отепов Бегмырат, Алыев Юнус, Матджанов Парахат. Руководителем практики от школы была Лиджиева Галина Андреевна, которой студенты безмерно признательны за заботу, доверие, профессиональное мастерство, стремление делиться своими бесценными знаниями и опытом.

Для учащихся всех 8-х классов СОШ №23 работа с практикантами стала интересной и познавательной, поскольку студенты познакомили учеников не только с произведениями русской литературы во время уроков, но и провели профориентационную встречу во второй половине дня. Четверокурсники рассказали об истории нашего вуза, о факультетах, показали видеоролики об университете в целом, о гуманитарном факультете и о своем направлении подготовки. Студенты также рассказали о профессии, которую они выбрали, подчеркнув значимость филологического образования в современном обществе, перечислили возможные сферы деятельности выпускника-филолога. Школьники проявили неподдельный интерес к полученной информации, просили подробно рассказать о том, как учатся иностранные студенты, как, из каких источников они узнали о КалмГУ, нравится ли им в Калмыкии, почему они выбрали для изучения русский язык и литературу. Кроме того, студенты-практиканты донесли до сведения восьмиклассников, классных руководителей информацию о поощрительных программах, реализуемых в университете, рассказали о видах стипендии и о многом другом, что качественно, наглядно и достоверно демонстрирует преимущество обучения в родном университете.

 

Манджиева Б.В., доцент кафедры русского языка и общего языкознания,

русской и зарубежной литературы