Памяти жертв Холокоста…

 

27 января в Калмыцком государственном университете имени Б.Б. Городовикова прошло онлайн-заседание лаборатории критического мышления (руководитель Даржинова Светлана Владимировна, к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики высшей школы факультета педагогического образования), посвященное Международному дню памяти жертв Холокоста.

Открывая заседание Даржинова С.В. отметила, что критическое мышление помогает анализировать информацию, делать выводы, формировать собственное мнение по любому вопросу и действовать в соответствии с ним. Чтобы его развить нужно постоянно расширять свой кругозор и больше узнавать о разных предметах и явлениях, задавать вопросы, осмысливать различные события. Поскольку Холокост – это часть нашей истории, то будет правильным, изучить его, понять почему такое стало возможным и извлечь из этого соответствующие уроки.

Затем она предоставила слово Мантаевой Эльзе Ивановне, д.э.н., профессору, проректору по экономике и инновациям, депутату ЭГС. Обращаясь к участникам, Эльза Ивановна, отметила, что инициатива проведения такого мероприятия весьма похвальна и призвала школьников, студентов проводить исследования, посвященные Холокосту. Ведь это было организованное государством систематическое истребление еврейского и других народов нацистами. Сегодня нам всем важно это помнить, чтобы такая трагедия не повторялась!

В качестве модератора заседания выступил Дорджиев Саранг, студент 2 курса магистратуры, профиль Педагог-психолог. Он поприветствовал участников и выразил надежду, что все они примут самое активное участие в обсуждении, затем напомнил этимологию термина «Холокост», введенное в научный оборот лауреатом Нобелевской премии писателем Эли Визелем. В русскоязычной литературе для обозначения нацистского геноцида евреев используются различные термины — Катастрофа, Шоа, Холокост. В Израиле для обозначения этой трагедии является термин «Катастрофа европейского еврейства».

Затем слово попросила студентка ИКФиВ Мироненко Анастасия. К Дню Памяти жертв Холокоста она внимательно изучила документы и свидетельства о крупнейшем концентрационном лагере и лагере смерти, созданном нацистами в годы Второй мировой войны на территории оккупированной Германией Польши. Чтобы наглядно представить преступления гитлеровцев, Настя подготовила презентацию.

Под руководством Коваевой Баир Макаровны, к.ф.н., доцента школьники из МБОУ СОШ № 3 и участники Школы юного филолога Института калмыцкой филологии и востоковедения провели исследование воспоминаний очевидцев трагедии. Кокуев Юрий и Гаджиева Аминат проникновенно прочитали воспоминания кинооператоров Кенана Абдураимовича Кутуб-заде и Николая Быкова, которые снимали фильм «Лагерь смерти “Освенцим”», ставший обвинительным документом против нацистов на Нюрнбергском процессе.

Очирова Баира, студентка магистратуры профиль Педагог-психолог, отметила, что тема Холокоста нашла отражение и в искусстве и поделилась своими впечатлениями от просмотра фильмов «Список Шиндлера», «Мальчик в полосатой пижаме» и др. Ее однокурсница Убушаева Виктория рассказала, что под руководством Даржиновой С.В. в рамках изучения дисциплины «Психология творчества» они внимательно анализировали фильм «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, его художественные достоинства; изучали психологию героев. А затем она провела небольшую викторину по истории Холокоста для участников заседания.

К обсуждению присоединилась Шевенова Светлана Ивановна, Народный учитель России, заслуженный учитель РФ и РК, учитель истории и обществознания Элистинского лицея. Она рассказала, что со своими учениками они проводят встречи с теми, кто пережил эту трагедию, собирают свидетельства очевидцев. Особый интерес у ее учеников вызывают истории, связанные с праведниками мира. Она вспомнила о том, как незадолго до депортации калмыков 1943 года, рискуя жизнями, в посёлке Яшкуль рядовые колхозники Базыр Хонькаев и Шаргалда Шаргалдаев спрятали от фашистов работавшего с ними бухгалтера Айзека Гольдварга. За его голову было объявлено приличное вознаграждение. Честные и милосердные люди, которые жили по простым человеческим законам. По ним же испокон века жили и в калмыцкой степи кочевники. Такие примеры безусловно вызывают чувство уважения, ведь война по-разному влияла на людей.

Кекеева Зинаида Очировна, д.п.н., профессор, отметила, что события Холокоста позволяют нам понять жизненные позиции, программы поведения, действия тех, кто был вольным или невольным их участником и на этой основе построить свое мировоззрение, вынести свои уроки жизни.

Беляева Балюта Иринденовна, к.п.н., доцент ИТФ, обратила внимание присутствующих на то, что успехи фашистов вначале были обусловлены техническими достижениями Германии, которая имела расширенные, модернизированные производственные мощности, располагала значительными запасами важнейшего стратегического сырья, а по объему промышленного производства занимала 1-е место в Европе. Этому способствовало то, что реакция на нацизм среди немецких и работавших в Германии иностранных ученых была неоднозначной, порой выжидательной и, в конечном счете, соглашательской, поэтому изучение Холокоста важно не только в историческом плане, но также как пример поведенческого стереотипа представителей науки в ситуации кризиса.

Подводя итоги заседания, модератор Саранг Дорджиев поблагодарил всех за активное участие и сказал: «Мы должны помнить трагедию Холокоста. Не имеем права забывать бессмысленную гибель миллионов ни в чем не повинных людей. И память эти никогда не потеряет свою актуальность. Никто не должен строить дороги из надгробий, травить газом людей. Уроки Холокоста в наших умах и сердцах!».

 

 

                                                    Даржинова С.В., к.п.н., доцент кафедры

психологии и педагогики высшей школы

КалмГУ