Открытая лекция профессора Команджаева А.Н.

 

 

В минувший понедельник  на гуманитарном факультете профессором кафедры истории России, документоведения и архивоведения Команджаевым А.Н. была проведена открытая лекция в дистанционном формате для студентов 2 курса направления подготовки «История», направленность (профиль) «История» по дисциплине «История России (до ХХ в.)» по теме: «Отмена крепостного права в России».

Открытое занятие посетили председатель НМС гуманитарного факультета , к.ф.н., доцент Митриев И.М., к.ф.н., доцент кафедры калмыцкого языка, монголистики   и алтаистики  ИКФВ Лиджиева Л.А.,  к.и.н., доценты кафедры истории России, документоведения и архивоведения Амаева Д.В., Оконова Л.В., Горяев М.С. и ассистент кафедры  Имирдыкова Д.Ю.

Целью лекционного занятия являлась подробная характеристика  причин, процесса подготовки, принятия и проведения одной из великих реформ Александра II – отмены крепостного права в России в 1861 г.

Лекционное занятие Команджаевым А.Н. было проведено на высоком теоретическом и научно-методическом уровне. Лектором аргументированно объяснены основополагающие понятия «барщинно-крепостническая система», «экономическая зависимость крестьян», «внеэкономическое принуждение крестьян», «крепостное право» и другие. Представлены историографический обзор проблемы, дана характеристика причин и предпосылок реформы 1861 г., обозначено содержание законов 19 февраля, подписанных Александром II. Проанализированы издания этих законов, осуществленных в советские годы: «Крестьянская реформа 1861 г.», том 7 «Российского законодательства Х-ХХ вв». Показана особая необходимость усвоения обучающимися именно данной темы как основополагающей в изучении курса истории России.

В целом, содержание занятия соответствует требованиям ФГОС ВО и рабочей  программы дисциплины. Команджаев А.Н. аргументированно подобрал литературу и источники для иллюстрации отдельных вопросов своей лекции, использовал необходимые общенаучные и конкретно-исторические принципы и подходы к изложению материала. Он обратил внимание на практические результаты реализации реформы 1861 г. для экономики страны, представил характеристику формационных изменений в социально-экономической эволюции России и в повседневной жизни крестьян.

Присутствовавшими коллегами были отмечены как положительные стороны занятия, так и предложены рекомендации по распространению опыта: доступность изложения материала, логическая последовательность обсуждавшихся вопросов, качественное содержание лекции, наличие сравнительных примеров и параллелей, современные методологические и методические подходы и, главное, заинтересованное внимание студентов.

Коллеги рекомендовали профессору А.Н. Команджаеву шире практиковать чтение публичных лекций по ряду фундаментальных вопросов истории России студентам различных подразделений КалмГУ.

 

     Кафедра истории России, документоведения и архивоведения