Один в поле воин!

«Один в поле воин!» — так написал нам в отзывах первокурсник Улюмджиев Айта (ФУП). Он ждал остальных членов команды, но так и «бился» за факультет в одиночку. Молодец, так красиво подтвердил значение своего имени, завоевав 2-е место! Да еще написал пословицу, указав, что это девиз к игре: «Нур дунд нуhсн сәәхн, нутг дунд – номта сәәхн». Да, так и есть! Знание – красота, если глубже – сила! Пусть это будет и девизом твоей жизни, Айта!

Речь идет об интеллектуальной игре, прошедшей в научной библиотеке в рамках мероприятий к юбилею доктора исторических наук, профессора Владимира Бадахаевича Убушаева. 85 лет! Поздравляем!

Ну, где еще такое причудливое переплетение множества событий, имен, фактов и дат? Конечно, в истории! Отсюда и название – «Времен переплетение». Вопросы разделили на два раунда: «Из глубины веков» и «Историческая мозаика».

Так, студенты вспоминали о Зарго, учреждении, функционировавшем у калмыков еще до вхождения в состав России, названия документов времен Василия Шуйского, дававших калмыкам право занять обширные степи Поволжья.  Отвечали на вопросы о событиях, связанных с именами Зая-Пандиты, Петра I, Аюки-хана, П. Семенова-Тян-Шанского, известного правозащитника Д.Н. Бурхинова (США), Семена Рафаиловича Залкинда, Номто Очирова, Б.Б. Городовикова.

Конечно, были вопросы, связанные с научной деятельностью Владимира Бадахаевича, сделавшего изучение темы депортации калмыцкого народа и восстановления его автономии новым направлением в исторической науке республики.

Главный ресурс библиотек – книга, работы ученых, которые необходимы студентам для успешной учебы, поэтому мы «рекламируем» их в каждой игре в соответствии с темой. В этой были вопросы о монографии У.Э. Эрдниева, незаменимого источника по этнографии калмыков для мировой науки, о труде Н. Бичурина (о. Иакинфа) «Историческое обозрение ойратов или калмыков XV столетия до настоящего времени». Для кого-то это новая информация. Студенты-историки, не для вас, вы знаете, кто спорит! А вот как был сформулирован вопрос об уходе в январе 1771 г. значительной части калмыков под предводительством Убаши-хана в Джунгарию – на родину предков:

«…нынче ночью, как дикие звери,

Калмыки всем скопом орд

Изменили Российской империи

И угнали с собою весь скот…

Нет, мы не можем,…

Допустить сей ущерб стране:

Россия лишилась мяса и кожи,

Россия лишилась лучших коней…», – так С. Есенин описал одно из событий в истории калмыцкого народа, которое еще называют «пыльным походом» или «торгутским побегом». О каком событии идет речь? Назовите произведение». О событии знали, но поэму не назвали.

Звучали имена исследователя И. Житецкого, Гарри Олеговича и Руслана Гарриевича Рокчинских. Речь шла о Хошеутовском хуруле, о I-м Общекалмыцком съезде Советов, о государственных символах Калмыкии, их авторах. Вызвал особый интерес вопрос истории свастики, упраздненной в 1923 г. в нашей республике как национальный знак. Как всегда, вызвал оживление неизменный «участник» наших игр – черный ящик, который мы выносим под музыку, звучащую в телеигре «Что? Где? Когда?», но вопрос «поддался» не всем. На этот раз там был паспорт.

Надо отметить эмоциональную атмосферу зала. Аплодисменты, звучавшие после оглашения правильных ответов, то и дело закрывавшие лица или обхватывавшие головы руки давали нам понять «вопрос взят – не взят». Было много улыбок, шуток, удивленных комментариев, типа: «У него фамилия была Калмыков? Это прямо фамилия?».

Описать всю игру можно, но зачем? Приходите, участвуйте!

В педагогической науке исследователи отводят играм особое место в арсенале приемов активизации учебной деятельности, считая, что они, по сути, являясь развлечением, учат творчески применять полученные знания. Способствуют развитию наблюдательности, умению рассуждать, находить причинно-следственные связи различных фактов, требуют от участников логического мышления, и все это в условиях сжатых временных сроков. Они учат работать в команде.

В наших играх не требуются энциклопедические знания и эрудиция участников «Что? Где? Когда?», достаточно школьной программы – основы составляемых нами вопросов, отмечу, не берем их из интернета! Обязательными критериями мы определили для себя информативность, образовательную составляющую, национальный компонент и, конечно, зрелищность.

Оформлением служат цитаты из художественных произведений, кадры из фильмов, репродукции известных картин, музыка, что, как вы понимаете, требует немало времени, но это стоит того, чтобы взбудоражить в студентах интерес узнать что-то новое.

Вернемся к результатам игры. Первое место у команды ГФ, на полтора балла отстал от них Айта, третьими к условному финишу пришли студенты ИКФВ, от которых буквально на полбалла отстали студенты МФ. Победителям были вручены грамоты и призы, остальным – грамоты за активное участие. А все вместе, как написали студенты, смотрите фото, получили массу положительных эмоций, новую информацию, что важно, и даже осмысление и понимание молодыми связи своей жизни с теми, кто был до них, судя по некоторым их вопросам в ходе игры. И в этом тоже достоинство интеллектуальных игр!

Дополнительной информацией стала видеопрезентация научных трудов юбиляра, подготовленная сотрудниками отдела обслуживания.

Спасибо, ребята, за участие! Студенчество –время, дающее множество возможностей для собственной реализации. Проявляйте себя! Участвуйте в наших мероприятиях! И не бойтесь! Учитесь всему, что предлагает университет в качестве дополнительного образования. Никакие знания и умения не бывают лишними! А Айта доказал, что с ними и один в поле воин! ФУП, вам повезло с ним!

 

С. Богаева, зав. ОМР НБ