Об этнических традициях — студентам КалмГУ (Год культурного наследия)

 

Республика Калмыкия – часть огромной многонациональной России. Калмыцкий народ богат своим искусством, традициями и обычаями. Богатое художественное наследие, орнаментальное искусство, неповторимый колорит народных художественных промыслов и народного костюма — предмет особой национальной гордости нашего народа.

Информационный час «Калмыцкое орнаментальное искусство – гордость Калмыкии», проведенный сотрудниками библиотеки со студентами факультета управления и права, гуманитарного факультета КалмГУ, позволил прикоснуться нашим студентам к прикладному искусству калмыков, его истокам.

На книжной выставке, подготовленной к мероприятию, были представлены издания по истории декоративно-прикладного искусства, семантике и символике орнамента, этнографические исследования российских и калмыцких ученых, таких как: Н.Н.Пальмов, Н.В.Кочешков, И. И. Трошин, Д.В. Сычев; У. Э. Эрдниев, Э. П. Бакаева, С.Г. Батырева  и многие другие.

Аудитории было рассказано о работах исследователя и художника Д. В. Сычева, запечатлевшего традиции народного искусства калмыков. «… Его альбом единственный в своем роде, наглядно классифицирующий объекты материальной культуры, и в том числе народный костюм…», — так писал об издании Сычева «Из истории калмыцкого костюма» видный ученый И. И. Трошин.

О другом исследователе, Николае Владимировиче Кочешкове, доктор исторических наук Эльза Петровна Бакаева в своей работе «Об орнаменте ойратских народов» (https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30542189_93021981.pdf), пишет: «…Н. В. Кочешков, обобщив результаты своего исследования материалов по декоративному искусству указанных народов, сделал выводы о древности орнаментальных мотивов…, а также выделил четыре основные группы орнамента монголоязычных народов: геометрические мотивы, растительные мотивы, зооморфные мотивы, астральные, изображающие стихийные силы и явления природы [Кочешков 1979]. Данная классификация в целом продолжает оставаться основной…».

Студенческой аудитории было рассказано о биографии доктора исторических наук, профессора Николая Владимировича Кочешкова (1928-2003 гг.). Работая в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН,  с 1973 по 1976 годы Кочешков совершил самостоятельные экспедиции по всем основным районам расселения монголоязычных народов СССР — в Бурятию, Читинскую область, а также на юг России, в солнечную  Калмыкию. Изучая предметы культа и быта, произведения декоративного искусства, он писал: «Особую любовь к растительному орнаменту проявляют кал­мыки. Очень часто в работах калмыцких мастеров встречаются такие орнаментальные мотивы, сюжет которых — земля, на­поенная дождями, рождает растительность, прорастающую и зацветающую. Яркие изумрудные краски степной раститель­ности украшали одежду и предметы домашнего обихода. Та­кой разработанности растительного орнамента не знали ни мон­голы, ни буряты…»

Научные исследования Н. В. Кочеткова получили широкое международное признание и нашли отражение в диссертациях, монографиях, статьях. В статье  «Хранить и развивать… Этнические традиции в декоративном искусстве монголов, бурят и калмыков. Вторая половина XX в.»  (https://cyberleninka.ru/article/n/hranit-i-razvivat-), ученый писал: «…Судьба декоративного искусства монголов, бурят и калмыков зависит в конечном счете от способности этих народов бережно хранить и развивать лучшие этнические и художественные традиции, создававшиеся на протяжении их многовековой истории. Хочется надеяться, что это замечательное искусство будет жить и развиваться».

Вот как говорил о бережном отношении к сохранению калмыцкого народного изобразительного искусства видный ученый,  доктор исторических наук, профессор Н. В. Кочешков.

Конечно, мы согласны с этой точкой зрения, ведь только зная свое национальное искусство, корни, уходящие вглубь веков, можно воспитать у нашей молодежи уважение к истории, культуре. Народное искусство помогает нам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира. Национальный орнамент, его загадочные знаки можно назвать летописью мировоззрений, духовного опыта калмыцкого народа, выраженного на языке изобразительных символов.

В ходе мероприятия аудитории было рассказано о видах калмыцкого орнамента, которым  украшались наружные и внутренние части жилищ, одежда и обувь, посуда и мебель и другие предметы. Подробно остановились на калмыцкой мужской и женской одеждах.

Студенты были не только внимательными слушателями, но и активно отвечали на вопросы викторины, охватившей различные темы по истории, этнографии, культуре Калмыкии. Активно отвечал, показывая отличные знания по этнографии, занявший 1 место в викторине, студент Лиджиев Лиджи (ГФ, «Международные отношения», 1 курс). Молодец Лиджи, так держать! Старались не отставать и другие: 2 место занял Улюмджиев Айта (ФУП, 1 курс ГМУ), 3 место «поделили», набрав одинаковое количество баллов, Долдаева Намджил (ФУП, 1 курс ГМУ) и Намысов Савгр (ГФ, «История» 1 курс).

Хочется отметить и других студентов: ГФ — Цымбалова Мария, Аляева Евгения;  ФУП – Улюмджиев Айта, Годжурова Даяна и другие. Кстати, очень радует интерес к книгам, например, представленной на выставке монографии Бакаевой Э. П. «Одежда в культуре калмыков : традиции и символика» (Элиста, 2008) очень порадовался первокурсник Лиджиев Л., сказав: «Очень хотел почитать ее раньше, вот теперь точно прочитаю!»

Как видим, неважно, на каком именно направлении обучаются студенты, важен их интерес к истории и культуре, народным обычаям и традициям. Первокурсники отличили геометрический «зэг» от астрального и зооморфного типа орнамента, рассказали об истоках особого отношения к красному и желтому цветам у калмыков. Приятно удивили знанием далекого исторического прошлого, когда была введена отличительным этническим символом ойратов в 1437 году «улан зала» (красная кисточка) — элемент мужского головного убора, и в наши дни являющаяся знаком национального отличия калмыков от других монгольских народов. Эта и другая информация была интересна не только студентам — коренным жителям республики, но и тем, кто приехал к нам из других регионов. Библиотекари, организаторы мероприятия, отметили, что полученные знания обогатят их как для дальнейшей учебы, так и повседневного, дружеского общения в нашей многонациональной республике Калмыкия.

Интерес нашей молодежи к истории, национальному искусству радует, внимательное отношение к богатейшему наследию – залог дальнейшего сохранения культурного кода калмыцкого народа.

Большую признательность в организационном содействии выражаем заместителю декана по воспитательной работе ФУП С. Б. Салаевой, кураторам ГФ: Е. Ш. Музраевой, В. Н. Авлиеву! Думаем, подопечные порадовали их своим интересом и знаниями культуры и искусства Калмыкии, а также полученными грамотами.

 

Анчаева Л. А.

Информационно-библиографический отдел