О системе оценки качества образования в России

 

 

В начале декабря в Москве состоялся Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения России», на котором были обсуждены вопросы стратегического развития системы образования,  качества образования, роли образования в формировании нового самосознания подрастающего поколения. Особое внимание было уделено системе оценки качества образования в нашей стране.

Мониторинг знаний обучащихся на разных ступенях обучения в школе, выявление и решение проблем системы образования в разрезе предметов, школ и регионов – все эти вопросы решаются с помощью сформированной в России Единой системы оценки качества образования (ЕСОКО).

Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям — получать информацию о качестве знаний своих детей.

Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ. Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.

Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).

С 2021 года на сайте Федерального института оценки качества образования сводятся воедино и интегрированы в систему показателей оценки качества образования Рособрнадзора все данные по всем процедурам. Единая система оценки качества образования позволяет оценить уровень уровня подготовки детей и педагогов, увидеть реальную ситуацию в системе образования.

Однако, современная ситуация требует формирования новой системы показателей, которая, безусловно, должна быть выстроена на основе действующих внутрироссийских оценочных процедур и будет учитывать разные аспекты. И здесь особое внимание будет уделено воспитательному потенциалу образовательных учреждений.

Работа по формированию единой системы оценки качества образования в России на всех уровнях образования ведется непрерывно, поэтому ожидаем введения  новых показателей.

 

Амаева Д.В., к.и.н., доцент кафедры истории России, документоведения и архивоведения