Научный и гражданский подвиг Андрея Васильевича Бадмаева

Перед историками, социологами, философами, пытавшимися понять, осмыслить процесс всемирной истории или истории отдельных стран и народов до сих пор встает вопрос: что является движущей силой истории, что вызывает и обусловливает ход и исход исторических событий, подъем или упадок в жизни народов, войны, восстания, революции и другие исторические события?
         Но одно определенно известно: во главе всех сколько-нибудь значительных событий стоят те или иные исторические деятели, талантливые ученые, выдающиеся руководители, прогрессивные личности. Это люди разных национальностей, с разными характерами, но с огромной волей, принципами и целеустремленностью, проницательные, дальновидные, которые оказывают порой судьбоносное, историческое  влияние на исход  тех или иных событий.

Кроме того, человек любой нации, народности, племени ищет ответы на мучающие его  вечные вопросы о путях духовного, нравственного, философского творчества своего народа. К плеяде этих замечательных личностей относился Андрей Васильевич Бадмаев.

В эти дни исполняется ровно год, как болезнь унесла талантливого ученого,  внесшего неоценимый вклад в сохранение этнического самосознания народа, пополнившего своими оригинальными исследованиями мировое ойратоведение и калмыковедение, открывшего научному миру ХХ века традиционную письменность ойрат – калмыков.

Круг научных интересов А. В. Бадмаева был очень широк: история и этнография, калмыцкая литература в прошлом и настоящем, диалектология, лексикография, литературно-художественная стилистика, методика преподавания  тодо бичг и калмыцкой литературы. И это еще не все: он являлся прекрасным публицистом, талантливым журналистом, переводчиком, литературным критиком. Вместе с тем главными темами научной биографии, основными проблемами научных исследований за последние три десятилетия, в целом его научно-педагогической деятельности стали древнеписьменные памятники, зая-пандитская письменность.

Тодо-бичг, называемый также по имени его создателя, «заяпандитской письменностью» с небольшими изменениями просуществовал у калмыков до 1924 г. Ойраты Китая пользуются им по настоящее время. Калмыки же долгие годы, предав забвению в силу ряда причин свою письменность, практически забывали о ней.

Возрождение и знакомство со своей исконной письменностью произошло благодаря Бадмаеву А.В. Вопреки создавшемуся мнению, политике русификации в советские годы, непринятия заслуг священнослужителей, Андрей Васильевич заново открыл «Ясное письмо» и его создателя. Его без преувеличения исторические труды «Зая-Пандита: Списки калмыцкой рукописи», «Биография Зая-Пандиты», «Лунный свет», «Калмыцкая дореволюционная литература», труды о калмыцких просветителях Боован Бадме и Номто Очирове и другие,  международная конференция, посвященная 320-летию «ясного письма» в конце 60-х годов стали не только открытием, взволновавшим исследовательский мир, но также очевидным проявлением научного и гражданского подвига.

Защита в 1969 году диссертации по теме «Ранние памятники ойратско-калмыцкой литературы (XVII – XVIII вв.)» в самой Академии наук в Москве уже являлась сенсацией в научном мире. И потому, наверно, сверхоперативной было решение Ученый Совет Института Востоковедения: защита состоялась 24 декабря, а 15 января А.В.Бадмаев стал кандидатом филологических наук. Последующие события только подчеркнули важность и своевременность научных поисков А.В.Бадмаева для сохранения национальной культуры и идентичности народа.

Заслугой Андрея Васильевича стало возрождение старокалмыцкой письменности, интерес через нее к духовной культуре народа. Одним из путей этого стало ее изучение в школах республики. В 90-е годы, когда в связи с образовательной политикой регионализации образования появилась возможность ввести в учебные планы школ изучение Тодо бичг, книги ученого, его методические рекомендации учителям, семинары с его участием оказали неоценимую помощь образованию Калмыкии.

Более того, не без участия и инициативы А.В.Бадмаева в апреле 1998 года был принят специальный Указ о 350 – летии национальной письменности «Тодо бичг» (Ясное письмо) и 400 – летии со дня рождения выдающегося ученого, политического и религиозного деятеля, создателя ойрато-калмыцкой письменности Зая-Пандиты.

Учитывая общенациональное значение этих двух знаменательных дат, как отмечалось в тексте Указа, было принято решение:

  1. Установить День национальной письменности, ежегодно — 5 сентября.
  2. Утвердить план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия национальной письменности и 400-летия со дня рождения Зая — Пандиты.

С тех пор прошло почти четверть века и изучение сегодня школьниками Калмыкии тодо бичг стало обычным делом, изданы учебники, подготовлены учителя. Изучение тодо бичг в современной системе общего образования осуществляется в самых разных формах: уроки, внеурочные мероприятия, классные часы,  факультативы, кружки, устные журналы, конкурсы творческих работ и рисунков, викторины, книжные  выставки, флешмобы. Ежегодными стали конкурсы  «Лучшие знатоки «Тодо бичг», электронные презентации,    ученическая конференция «Учёный и просветитель, основатель калмыцкой письменности «Зая — Пандита», мастер-классы, декады, недели, книжные выставки тоже стали постоянными в плане школьных мероприятий, посвященных тодо бичг. Ежегодно проводится республиканская олимпиада среди школьников региона. С каждым годом растет число педагогов, преподающих тодо бичг и количество школьников, его изучающих.

И это новаторское движение, направленное на сохранение родного языка, полностью заслуга А.В.Бадмаева. Яркий талант, тонкий ум, истинная интеллигентность, мужская сдержанность и скромность отличали Андрея  Васильевича. Принципиальность и точность, очень важные качества для науки, были ключевыми в его исследовательской деятельности.

Сегодня в условиях возросшего научного интереса к востоковедению, личность А.В.Бадмаева,  труды ученого особенно востребованы. Его наследие – не только достойное слово в калмыцкой науке, но продолжение лучших традиций  востоковедения, в том числе монголоведения, открытий выдающихся ученых – Ц.Дамдинсурэна,  Ш.Бира, Бурдукова А.В., Владимирцова Б.Я.,  Голстунского К.Ф., Козина С.А., Котвича В.Л., Позднеева А.М., Руднева А.Д., Лыткина Г.С.,  Попова А.В. и др.

Он поистине был счастлив, полностью отдаваясь науке, научному поиску. Но не только, и в обычной жизни, в житейском плане он тоже был очень счастливым человеком: 48 лет рядом была  и оберегала его верная супруга — спутница жизни, помощница  в делах научных, хранительница очага Валентина Лиджиевна. Два сына, два внука, две внучки – все Бадмаевы, сегодня продолжают древо отца и деда.

Дело своего Учителя достойно  продолжают его ученики, внося вклад в пропаганду и сохранение родного языка. Это директор Института калмыцкой филологии и востоковедения Мингиян Лиджиев, главный редактор газеты «Хальмг унн» Евгений Бембеев,  директор Центра по развитию калмыцкого языка Геннадий Корнеев, молодой ученый Бадма Меняев и другие.

Для меня большая честь быть заведующей кафедрой, которой ранее 16 лет руководил Андрей Васильевич. Держу в памяти его главные принципы: уметь работать с людьми¸ не доводить мелочи до абсурда, делать акцент на главном. Получается ли? Но в одном мы точно уверены: по-прежнему любим его, ценим наследие великого ученого, поддерживаем его родных и близких. Память и есть то, что так важно в нашей быстротечной и бурлящей жизни.

 

Раиса Дякиева, доктор пед.наук,

профессор, завкафедрой калмыцкой литературы и журналистики