Нармаев Морхаджи Бамбаевич – военный путь ученого

В рамках акции «Научный полк» Калмыцкий государственный университет продолжает цикл рассказов о подвигах учащихся, преподавателей и сотрудников университетов страны в 1941-1945 годах.

В одном из своих произведений «Наран – золотое сердце» Морхаджи Бамбаевич рассказывает о сельчанах, о людях с чистой совестью и светлым разумом. Чтобы так свежо и с огромной любовью написать о простых тружениках, о родной степи, автор должен был сам обладать золотым сердцем. По отношению к Нармаеву Морхаджи Бамбаевичу это стопроцентно верно. Он был поистине человек с золотым сердцем. Грубая и грязная сторона жизни не ожесточала его и, похоже, делала еще добрее, мягче и отзывчивее, хотя судьба не баловала с самого начала жизненного пути: детство было безрадостным, трудным и горьким. В трехлетнем возрасте, потеряв родителей, воспитывался у родственников и начал трудиться с 8 лет, пасти телят. С 1926 года по 1930 год он учился в Манджикинской интернат-школе. По его воспоминаниям это было светлое для него время. Очень энергичный с хорошей памятью, он все хватал налету, поэтому учиться ему было легко. После школы-интерната поступает в Калмыцкий педагогический техникум, который в те далекие 30-ые годы был своеобразным центром национального образования и культуры. Здесь существовал также и студенческий театр, активным участником которого был и юный Морхаджи. Увлекшись театром, даже подумывал о профессиональной сцене. По окончании техникума Морхаджи Бамбаевич работал учителем в школах Троицкого района Калмыцкой АССР. В эти же годы он начал публиковать свои стихи, рассказы, очерки в журналах и газетах. В 1936 году поступил в Пятигорский сельскохозяйственный институт, а затем перевелся в Орджоникидзевский сельскохозяйственный институт. После распределения в феврале 1941 года работал заведующим учебной частью и преподавателем зоотехники Яндыкской средней сельскохозяйственной школы.

С началом Великой Отечественной войны Морхаджи Нармаев, как и тысячи его соотечественников, добровольно ушел на фронт, на защиту Родины. Воевал сын калмыцкого народа храбро и достойно. В архиве Министерства обороны (фонд 341, опись 5337, дело 6) имеется запись: «заместитель политрука пулеметного батальона 93 стрелковой бригады Морхаджи Нармаев дал клятву своей грудью преградить путь фашистам. И когда во время боя были убиты командир роты и его заместитель по политчасти, Нармаев взял на себя командование роты и повел в атаку. Раненый в голову, он не оставил поле боя и вместе со своими бойцами стойко удерживал занимаемый рубеж». Это было в боях за Сталинград. За проявленное мужество и отвагу Морхаджи Бамбаевич награждается Орденом Красного Знамени, производится в офицеры и назначается командиром роты. После тех боев, в окопах Сталинграда, он был принят в ряды членов ВКП(б). Курсант, гвардии лейтенант, гвардии старший лейтенант, гвардии капитан Морхаджи Бамбаевич Нармаев защищал Москву, воевал на Северо-Западном, Сталинградском, Воронежском, Степном, Первом, Втором и Третьем Украинских фронтах, воевал на Курской дуге, освобождал Белгород, Харьков, форсировал Днепр.

Горькая весть о депортации калмыцкого народа застала М.Б. Нармаева на фронте. Понимая всю несправедливость случившегося, в декабре 1944 года пишет письмо И.В. Сталину. Вот строки из его письма: «Скоро закончится война. Все народы необъятной Советской страны будут праздновать этот Великий праздник. Только калмыки будут чувствовать себя в долгу. Во имя возрождения моего народа, во имя прекрасного будущего прошу Вас товарищ Сталин, поставить перед ВКП (б) и советским правительством вопрос о возможном пересмотре калмыцкого вопроса. Прошу восстановить самостоятельность калмыцкого народа в любом районе страны отдельно или в составе родственных к нам народов…». Ответа на свое письмо он не получил, но с ним провели «разъяснительную» беседу. Невзирая на все военные заслуги, в декабре 1945 года Нармаев М.Б. был препровожден на место поселения. Он попал в Киргизскую ССР. Находясь в ссылке, не пал духом, а занялся научной и литературной деятельностью. Работал в должности литературного сотрудника, заведующего отделом животноводства в газете «Советская Киргизия», а с января 1955 года старшим научным сотрудником Киргизского научно-исследовательского института животноводства. В эти годы он опубликовал свои первые научные труды.

В 1957 году была восстановлена Калмыцкая АССР, и Морхаджи Бамбаевич принял самое активное участие в этом процессе. После возвращения на родину занимал должности заместителя начальника управления совхозами, заместителя министра сельского хозяйства КАССР. В 1958 году защитил диссертацию и получил степень кандидата сельскохозяйственных наук. В январе 1958 года был переведен на должность директора государственной сельскохозяйственной опытной станции. На базе этой станции в июле 1967 года был образован Калмыцкий научно-исследовательский институт мясного скотоводства. В 1967 году Морхаджи Бамбаевич защитил диссертацию на ученую степень доктора сельскохозяйственных наук. В стенах опытной станции, а затем КНИИМСа им было подготовлено и опубликовано свыше 50 научных работ, статей, авторефератов, в том числе, монография «Калмыцкий скот».

В начале 1975 года М.Б. Нармаев перешел на работу в Калмыцкий государственный университет на должность заведующего кафедрой разведения и частной зоотехнии. С первых дней работы в университете, используя опыт организаторской работы, сумел в короткие сроки сформировать коллектив кафедры и обеспечить ее материально-техническую базу. Многие его студенты стали учеными, защитили кандидатские и докторские диссертации. Среди них доктора наук А.К. Натыров, А.Н. Арилов, Ю.Н. Арилов, кандидаты наук Г.Д. Горяев, П.М. Помпаев, В.П. Ходыков, Б.К. Болаев и многие другие. Как крупный ученый М.Б. Нармаев оставил большое наследие в области животноводства. Фактически он стоял у истоков зоотехнической науки в республике. Все специалисты в этой области в той или иной степени являются его учениками и продолжателями. Говоря о достижениях в науке, не следует забывать и о другой стороне его деятельности в области литературы. Им написано и опубликовано свыше 20 книг на калмыцком и русском языках. Произведения «Маныч-река», «Черноголовый журавль», «Фронтовая тетрадь», «Записки молодого бойца» и другие нашли своего читателя и были опубликованы на немецком, французском, английском, польском и монгольском языках, а также на языках народов нашей страны.

Всю свою жизнь профессор М.Б. Нармаев шел честной, прямой дорогой, до конца отдавая все силы служению родному народу. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости проявлялись в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих.

Жизнь профессора М.Б. Нармаев – это яркий пример честности и порядочности, верного служения народу. Его произведения наполнены непреходящей любовью человека к родной земле, за счастье и мирную жизнь.