На Пленуме ФУМО УГСН «Физика и астрономия»

На днях состоялась онлайн-конференция Пленума Федерального учебно-методического Объединения, посвященная перспективам реализации образовательных программ в рамках укрупненных групп специальностей и направлений (УГСН) «Физика и астрономия». Несмотря на пандемию, федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) проводит заседания два раза в год, чтобы определиться с траекторией развития физического образования России, выработать предложения, сделать выводы. Возглавляет объединение деканов и директоров России академик В.Я. Панченко, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, Председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований, научный руководитель Института проблем лазерных и информационных технологий РАН.

Повестка форума была обширной, но практически каждый вопрос был крайне интересен мне. На мой взгляд, факты, прозвучавшие сегодня, интересны всем руководителям подразделений. Возможно, наши деканы также принимают участие в работе своих ФУМО, но я многое слушала впервые. Попробую выделить основные выступления.

Исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, заместитель проректора управления учебно-методической деятельности и дополнительно образования МГУ имени М.В. Ломоносова ЕВ Караваева выступила с докладом  «Обновления в нормативном обеспечении образовательном деятельности по программам высшего образования, включая программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре». С 2024 года нас ждет переформирование высшего образования. К этому мы шли потихоньку. Приняты меры по расширению автономии учреждений высшего образования и сокращение избыточного государственного контроля. Пересмотрен перечень специальностей и направлений, по которым присуждаются степени. Группы укрупняются, вводится междисциплинарные направления. Согласно проекту перечня специальностей марта 2021 г., например,  в группу 02 «Естественные науки» входят физические науки, астрономия, химические науки, Наука о Земле, биологические науки. В этом случае ФГОС становится пустым рамочным документом, т.к. нельзя прописать материально-техническую базу отдельного направления. Будет единый учебный план, общие контрольные цифры приема. После обсуждения председателями ФУМО четырех направлений был выдвинут вариант  перечня направлений, в рамках которого отдельно есть направление «Физика и астрономия». Также Правительством была поставлена задача разработки механизма финансовой обеспечения сетевой реализации образовательных программ. Этого механизма до сих пор нет, что затрудняет внедрение сетевого образования, в том числе и двойных дипломов.

Как многие помнят, ранее у нас было право выдавать бесплатно дополнительную квалификацию в рамках специальности. Студент получал вкладыш с квалификацией «Преподаватель». Сейчас мы уже не можем проводить такое в рамках бакалавриата. Дополнительные квалификации можно получить только на платной основе. В данное время государство возвращается к этой теме получения обучающимся дополнительной квалификации в рамках освоения основных профессиональных образовательных программ. При этом в рамках одного направления можно готовить по четырем квалификациям. Согласно изменениям в ФЗ об образовании от 26 мая 2021 г . примерная основная образовательная программа исключена. ВУЗы сами могут определять профили и формировать компетенции. Это продемонстрировал Саратовский госуниверситет, который разработал компетенции для педагогического блока дисциплин учебного плана направления 03.03.02 Физика.

Кроме того, согласно Указам Правительства 2019-2020гг рассматривается возможность перехода студентов после 2 курса на другие направления. Об этом опыте рассказывал Директор школы наук Института естественных наук и математики Уральского Федерального университета А.Н. Бабушкин. У них реально создана программа, при которой 3 семестра учатся все вместе, а потом идет распределение по направлениям. В первые два курса преподаются предметы междисциплинарного направления. Особое внимание уделяется введению в специальность. Т.е. имеется ядро, а затем специализация. Ядерный бакалавриат — вероятное наше будущее.

Как известно, лицензирование и аккредитация теперь бессрочная, но уже обсуждаются новые критерии оценки ВУЗа. Есть требования, на которые ВУЗ не может повлиять, но по нему будет оцениваться его деятельность и эффективность. Особые вопросы вызывают критерии среднего балла абитуриента, зарплата выпускника, которые зависят от региона. В решении было отмечено, что ФУМО необходимо выработать свои рекомендации и передать их в Министерство высшего образования и науки. Е.В. Караваева определила риски и вызовы, которые возникают в связи с изменениями в нормативной базе: 1. Растет ответственность вузов за разработку и реализацию своих ОПОП вместе с «незащищенностью» нормативными и методическими документами 2. Бессрочность аккредитации и лицензии приведет к возрастанию контрольно-надзорных проверок, недобросовестных и дорогостоящих процедур независимой оценки качества образования и общественно-профессиональной аккредитации. 3. Подорваны основы фундаментальности подготовки. 4. Абитуриенты могут потеряться в хаосе образовательных программ и предлагаемых квалификаций.

Особое внимание было уделено подготовке научных и научно- педагогических кадров. Согласно ФЗ №517 от 30.12 2020г аспирантура остается третьим уровнем высшего образования, но имеет ряд особенностей:

1) реализуются по научным специальностям на основе федеральных государственных требований;

2) с 1 сентября 2021 г. нет государственной аттестации, не выдается диплом об освоении программы аспирантуры, не присваивается квалификация, пока не понятна судьба уже принятых в аспирантуру обучающихся;

3) итоговая аттестация проводится в форме оценки диссертации на соискание степени кандидата наук;

4) программа аспирантуры не подлежит государственной аккредитации, остается лицензирование и государственный контроль;

5) правительством устанавливается порядок сопровождения лиц, представляющих диссертацию к защите, дается один год после окончания аспирантуры, пока неизвестно, кто именно будет сопровождать — либо руководитель, либо ВУЗ, у которого есть соответствующий диссертационный совет;

6) прием в аспирантуру по ФГОС прекращается с 2022-2023 учебного года. Аспиранты вправе перейти с аспирантуры на основе ФГОС на обучение по ФГТ.

Пленум был очень полезным для нас.  Принят ряд решений. Коллеги констатировали тот факт, что методические объединения должны найти новые формы работы с работодателями и вузами с целью сохранения единого образовательного пространства. Вызов для ФУМО — обеспечение качественного образования в новых для ВУЗов условиях.

 

 

Декан ФМФИТ  Сумьянова Е.В.