На пленуме Федерального учебно-методического объединения  УГСН «Физика и астрономия»

 

На днях  в Москве состоялось очередное заседание ФУМО «Физика и астрономия». Для тех, кто не смог принять очное участие, было предусмотрено участие через сети. Заседания нашего ФУМО проходили и во время пандемии. Рассматривались вопросы преподавания по направлению и специалитету «Физика». Меняются  требования, стандарты, компетенции. Есть ВУЗы, которые могут поделиться своими проектами, дать советы по реализации новых профилей. Участие в таких заседаниях очень важно и полезно для меня.

На последнем заседании особое внимание было уделено структуре и особенностям нового Перечня направлений подготовки и специальностей  высшего образования. Теперь группы 01 «Механика и математика» и 03 «Физика и астрономия» будут объединены в единую группу УГСН 01 «Физико-математические науки». В силу новый перечень войдет с 1 сентября 2024 г.  Ставятся следующие задачи: разработка нового типа стандартов на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки;  лицензирование новых направлений подготовки. Вызывает вопрос о распределении контрольных цифр приема по новым УГСН на 2024/25 уч.г. (формирование объемов КЦП центрами ответственности — сентябрь 2022 г., конкурс КЦП – январь 2023 г.).

На примере Уральского Федерального университета рассмотрена проблема обязательного введения он-лайн курсов, составляющих не менее 20 % от трудоемкости блока Б1. Коллеги внесли предложение: в разрабатываемых ФГОС ограничить сверху допустимое количество дисциплин, реализуемых в онлайн формате. Объем дисциплин, реализуемых в формате онлайн-курсов, должен составлять не более 15% или 20% трудоемкости блока Б1. Также было предложено  ФУМО разработать нормативные документы, регламентирующие проектное обучение.

Озвучены нормативные и иные документы федерального уровня, определяющие реализацию программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (на конец мая 2022 года). Определены федеральные нормативные акты, распространяющиеся на все уровни высшего образования и локальные нормативные акты, которые не являются обязательными для разработки организациями. Особенность текущего момента — пересечение во времени трех реформ федерального уровня. И здесь необходимы и полезны пояснения АКУР.

Был рассмотрен опыт двух лет  дистанционной формы обучения на примере Физического факультета Южного федерального университета. На Пленуме рассмотрены вопросы реализаций учебных планов направления «Медицинская физика», «Вычислительная физика». Были выступления сугубо научно-исследовательского характера. Проводился анализ оценки качества образования через различные формы аккредитации.

К сожалению, в этом году мне не удалось очно принять участие в работе Пленума. Полученные материалы, дистанционное участие позволило еще раз ощутить значимость функционала ФУМО.  Рассмотренные вопросы будут интересны заведующим кафедрой, реализующей направления, связанные с физикой и астрономией.

 

Декан ФМФИТ                  Сумьянова Е.В..