Музей буддизма: лекция для студентов – слушателей ШМЖ

Именно такая возможность выпала нам, слушателям Школы межэтнической журналистики, на очередном занятии в минувшую пятницу. Мы не только побывали в самом большом буддийском храме России под названием «Золотая обитель Будды Шакьямуни», но удостоились подробнейшей лекции от заведующего музеем истории буддизма и по совместительству  специалиста Международного научно-исследовательского  центра «Ойраты и калмыки на Евразийском пространстве» Калмыцкого госуниверситета Б. В. Меняева.

Калмыки – древний восточный народ монгольского происхождения. Предки калмыков называли себя ойратами, —  с этих вступительных слов начал свою экскурсию для нас Бадма Викторович. Она  проходила в музее истории буддизма на первом уровне буддийского храма.

Музей истории буддизма достаточно большой по площади и хорошо оборудован экспонатами, пополняется благодаря верующим и последователям буддизма со всей России и всего мира. Его большая часть содержит реликвии священных текстов – «ном», одежду гелюнгов (монахов), архивные фотографии. Большая часть музейной экспозиции посвящена ценным документам, предметам искусства, старинным и современным культовым предметам, в том числе мистическим буддистским маскам – это маски божеств буддийского пантеона, артефакты, принадлежавшие калмыцким хурулам 17 — 19 веков, которые использовались в танцевальной мистерии Цам. В залах также расположены тематические стенды, раскрывающие историю развития буддизма в Калмыкии и основные вехи в деятельности возрождения и развития буддизма в новое время.

В развитии буддизма у обосновавшихся в России ойратов, ставших именоваться калмыками, большую роль сыграл ойратский монах Зая Пандита Намкхай Гьяцо (1599—1662), ставший приближённым Далай-ламы V. Распространяя буддизм среди западномонгольских соотечественников, он дважды, в 1645 и в 1655 гг., побывал с проповедями и посвящениями в приволжских степях, вел большую просветительскую деятельность, что, в конечном счете, и привело  к реформированию имеющейся тогда письменности ойратов и  созданию  калмыцкой письменности тодо бичиг (ясное письмо).

Слушатели узнали также об очень  тяжелых временах  для верующих и традиционной религии народа в годы советской власти, когда начались гонения на них. Еще большей трагедией обернулась  ссылка  калмыцкого народа в 1943 году.   Но времена, к счастью, меняются. В 90-е годы прошлого века у народа появилась возможность вернуться к истокам религии: сегодня заново возрождается буддизм, строятся буддийские Ступы и другие культовые здания.

Нас очень впечатлил рассказ о спасении  National Geographic от банкротства, благодаря Овше Норзунову. Он был фотографом Лхасы и центрального Тибета и, рискуя жизнью, сделал фотографии оттуда, став первым, кто сделал  опубликованные снимки Лхасы. Был 1901 год, когда «Географический журнал» в Лондоне опубликовал эти фотографии,  и спас тем самым National Geographic.

Слушатели много интересного  узнали о паломниках из Калмыкии. Так, уже в 18 веке из Калмыкии в Тибет начали отправляться группы паломников, желающие постичь буддизм. Они, пройдя обучение в хурулах Тибета, возвращались  на родину, чтобы проповедовать буддизм.

Особенно запомнилась Дари-Ээджи – Святая мать. Ее настоящее имя Цаган-Халга Манджиева. Она совершила паломничество в Тибет на 7 лет, после чего вернулась в Калмыкию и была осуждена с обвинением в шпионаже в пользу другой страны. До самой смерти она проповедовала буддизм и принимала людей.

Хотелось бы отметить, что в музее  находится большое количество статуй Будд и Бодхисаттв, танок, оберегов, амулетов. В самом центре размещена статуя Будды на ложе, когда он, уже, будучи пожилым, лежа проповедует свое учение. Слушателей впечатлил рассказ о постижении истины Буддой и его просветлении.

Музей истории буддизма в «Золотой обители Будды Шакьямуни» — место, очень значимое для буддистов Калмыкии, поскольку там хранится вся история становления религии народа, ее забвения и возрождения. Хотелось бы отметить, что  формат музейной выставки позволяет современной молодежи в доступной форме получить ответы на главные вопросы по одной из мировых религий.

В заключение, руководитель Школы, профессор КалмГУ Р.Б.Дякиева тепло поблагодарила заведующего музеем Меняева Б.В.за познавательную лекцию и  просветительскую работу музея.

 

 

Елизавета Камкаева, Алтана Кононова, студенты ИКФВ, слушатели ШМЖ.