К.Д. Ушинскому посвящается…

                              

 

В этому году исполнилось 200 лет со дня рождения основоположника отечественной педагогики, выдающегося педагога-теоретика, педагога-практика, блестящего организатора российского просвещения, популяризатора русского языка, учителя русских учителей К.Д. Ушинского (1823-1871). Весьма символично, что 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Ведь труды Константина Дмитриевича, посвященные воспитанию и обучению человека, а также формированию его нравственных убеждений как личности, оказали фундаментальное влияние на развитие отечественной школы и педагогической мысли в России и мире.

В этой связи на базе Оренбургского государственного педагогического университета был организован Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Константина Дмитриевича Ушинского», в котором приняла участие Убушаева Виктория, студентка 2 курса очной магистратуры направления 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, Профиль педагог-психолог. Ею была представлена творческая работа «О значении педагогического наследия К.Д. Ушинского», научный руководитель Даржинова С.В., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики высшей школы факультета педагогического образования.

При подготовке, как научный руководитель направляла Убушаеву Викторию на расширение научного знания, актуализацию своей субъектной позиции, способность показать независимость суждений, поэтому работа отразила ее познавательно-эмоциональное отношение к научному поиску, свободный выбор «личностного исследовательского действия» в рамках актуализации идей К.Д. Ушинского. Так, например, рассуждая о значении наследия К.Д. Ушинского, Виктория отмечает, что его «можно выразить с помощью нескольких ключевых понятий: народность, рассматриваемая на общемировом уровне; язык, как способ познания окружающего мира; наука, как творческое начало и фундамент искусства; труд, как деятельность, способствующая счастью человека».

Проверка работы на антиплагиат показала: оригинальность 81,14 %; цитирований 10,94 %; самоцитирований 0%; совпадений 7,92 %. Она была признана одной из лучших и рекомендована к публикации в электронном сборнике, посвященном К.Д. Ушинскому.

Сегодня одной главных задач преподавателя вуза является формирование у обучающихся устойчивой мотивационной установки на проведение исследований, как одной из главных определяющих в процессе совершенствования личностно-профессионального развития. Для осмысления традиционных российских духовно-нравственных ценностей преемственно передающихся от поколения к поколению в виде теоретического наследия и практического опыта; стимулирование познавательной, творческой, исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности обучающихся; развитие устойчивого интереса обучающихся к профессионально-педагогической деятельности; формирование потребности обучающихся в профессиональном росте необходимо привлекать наших студентов к активному участию в различных конкурсах, конференциях, круглых столах и т.д.

 

 

 

                                                     Даржинова С.В., к.п.н., доцент кафедры

                                                     психологии и педагогики высшей школы