Едва ли какая – либо другая дисциплина более чем интродукция растений, способна к такому глубокому позитивному освоению растительного мира и раскрытию всех его глубинных сторон. Она является наукой синтетической, многоплановой и активно обогащает различные отрасли деятельности человека. Предметом дисциплины «Интродукция растений» является изучение целенаправленной деятельности человека по продвижению растений, в совокупности теорий и методов, способствующих процессам их акклиматизации и обогащению культурной флоры.
Территории аридных зон России находятся в сфере важных государственных интересов, прежде всего благодаря своим кормовым ресурсам и полезным ископаемым. Проблемы расширения интродукции управления природными и земельными ресурсами аридных зон в силу этого являются весьма актуальными.
В Калмыкии наиболее интенсивно используются, пастбищные растения. Большой интерес представляют лекарственные растения. На территории Калмыкии произрастает более 100 видов лекарственных растений, из них применяемых в научной медицине — 53 вида.
В связи с этим представляется целесообразным найти новые, более эффективные организационные формы научного обеспечения сохранения биоразнообразия в целом и особенно хозяйственно-ценных растений.
Эти вопросы были освещены 10 ноября в ходе открытой лекции профессора кафедры медицины, общей биологии и физиологии Г.Э. Настиновой студентам 2 курса, направления «Биоэкология» на тему «Интродукция растений в аридную зону Калмыкии».
Цель лекции — организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины «Интродукция и акклиматизация растений».
Задачи лекции: 1. обеспечить формирование системы знаний по теме лекции; 2. научить умению аргументированно излагать научный материал; 3. применять на практике полученные теоретические знания.
С учетом специфики учебной программы дисциплины Г.Э.Настинова верно подобрала содержательный материал для лекции, использовав научный подход к изложению лекции. Отразила внутрипредметные и межпредметные связи. Были рассмотрены основные понятия, связанные с аридной тематикой: аридные зоны, аридные почвы, аридная растительность и т.д.
Представила теоретические вопросы интродукции растений, осветила практические вопросы процесса освоения и использования интродуцентов в практике народного хозяйства аридных зон. Раскрыла теоретическую и практическую значимость приведенного материала, обосновала его важность для последующего развития региона и аридных территорий страны и мира в целом. Показала тесную связь теории с практикой.
В ходе лекции преподаватель профессионально, на высоком научно-методическом уровне осветила все вопросы и полностью раскрыла тему. Лекция логично выстроена, отдельные элементы взаимоувязаны, а их последовательность и дозировка во времени были оптимальны. Построение занятия и его содержание полностью соответствовало поставленной цели. Следует отметить, что профессор Г. Э. Настинова, имея многолетний научно-педагогический стаж, широко использовала результаты собственных разработок по курсу. Студентам были представлены наглядные фото и образцы лекарственных растений, произрастающих на учебном поле КалмГУ. В ходе занятия лектор обращался к различным источникам информации с указанием вклада отечественных и региональных ученых в решение изучаемых проблем.
Качественное содержание лекции, опора на интерактивные методы (видео, презентации), представление собственных результатов, связь с будущей профессиональной деятельностью студентов – все это вызвала интерес аудитории, что отразилась в активной обратной связи в форме отдельных вопросов и ответов.
Кафедра медицины, общей биологии и физиологии