Музей калмыцкого государственного университета


Адрес Адрес музея: г.Элиста, ул. Пушкина, 11, Корпус 1-А, каб. 211
Телефон 8 (847 22) 37141
E-mail
Руководитель:


Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду и бытовой уклад. Технический прогресс, опережая гуманистическое развитие, определяет динамику процессов глобализации. На протяжении всего лишь одной жизни сменяется несколько культурных эпох, глобальный мир требует поиска новых подходов к решению задач сохранения культурной идентичности. На рубеже XX — XXΙ вв. изменения, произошедшие в мире, определили обращение к институтам, традиционно являющихся хранителями культурных ценностей человечества. Важнейшей задачей этих институтов стал поиск возможностей активного участия в решении проблем глобального мира поиск путей быстрой реакции на его изменения. Определяя перспективы развития грядущего столетия, академик Д.С. Лихачев отмечал, что 21-ый век будет веком гуманитарной культуры; сегодня – уже в новом столетии – все более очевидно значение духовной составляющей человека и человечества.

Одним из каналов гуманитарной культуры и органичным ее проявлением является использование музейных объектов в учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и просветительской работе университета. Весьма эффективно в этом направлении приобщение молодежи к проведению и ознакомлению с результатами так называемых «локальных исследований», объект которых сознательно территориально, хронологически, проблемно ограничен: история жизни конкретного человека на фоне эпохи, история семьи, села, здания, общественного или государственного учреждения, история высшего учебного заведения. Именно через локальные исследования реализуется принцип неразрывности исторической памяти поколений. Для России обращение к локальным исследованиям актуализируется долговременным господством в отечественной гуманитарной научной мысли классового подхода, который ныне дополняется и качественно преобразуется в рамках разработки исторического материала с позиций «истории людей», посредством реализации методологии исторической антропологии.

Музеи – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит и исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях. На современном этапе развития, когда общество во многом испытывает тенденцию к утрате духовных ценностей, когда насущной становится проблема исторической памяти и возрождения традиций национальной культуры, роль музеев чрезвычайно возрастает.

Реализуя свою образовательно-воспитательную функцию, музей может активно решать следующие задачи:

  • сохранять и приумножать духовные ценности мировой культуры и этноса;
  • формировать научные взгляды на историю и современность;
  • определять теоретико-педагогические подходы к формированию гражданственности патриотизма и толерантности у молодёжи;
  • передавать молодому поколению имеющийся в историческом аспекте социальный и педагогический опыт;
  • раскрывать перспективы и вести поиск необходимых форм работы по воспитанию молодёжи;
  • участвовать в создании эффективной системы воспитательной работы в вузе;
  • проводить профориентационную работу;
  • предоставить возможность личности самостоятельно развиваться и совершенствоваться, развивая у них визуальную грамотность, образное и ассоциативное мышление, творческие способности, эмоциональную сферу;
  • развивать творческие способности личности не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве;
  • приобщать молодое поколение к национальной и мировой культуре.

Мощный потенциал для решения обозначенных выше задач несет в себе университетский музейный комплекс.

Подлинными хранителями живой «истории людей» являются музейные объекты КГУ – университетские здания, являющиеся памятниками истории и культуры, собственно сами музеи, коллекции, экспозиции, памятники, мемориальные доски и иные объекты.

Процессы гуманизации культуры и гуманитаризации образования, определившие поиск инструментов для осуществления новой культурологической парадигмы, задали общие координаты развития Калмыцкого государственного университета, а соответственно и его музея в пространстве современной культуры. Чтобы освоить это пространство и выработать собственную модель его постижения и представления необходимо трансформироваться, изменяться с учетом задач, решаемых университетом в национальном регионе (ответственность за образование народа в целом, социализация молодежи, консолидация всего многонационального общества республики на основе принципа толерантности и его адаптация в новых условиях жизнедеятельности). Университет собирает, хранит, пропагандирует культурные достояния этноса и транслирует в национальной республике русскую культуру, русский язык, культуры других народов, формирует российское общественное сознание, в том числе идеологию государственности РФ.

Миссия Калмыцкого государственного университета в регионе как университета социума определяет, что музей университета должен быть полифункциональным, притягивать на себя функции клуба, культурного центра, студии. При этом, осуществляя многообразие программ, он не должен терять исторически присущей ему функции – сохранения и представления материальных памятников, имеющих историко-культурное значение. Музей университета в этих условиях является центром хранения культурного наследия. В то же время является открытой обществу системой, ориентированной на удовлетворение его запросов.

Музей КГУ — учебное, научно-просветительное подразделение университета и государственное хранилище памятников истории и литературы, развивающее свою деятельность по следующим направлениям:

  • научно-исследовательская (формирование новых знаний в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов: разработка научной концепции музея; исследования в области комплектования фондов; изучение музейных предметов и коллекций; научное проектирование экспозиций и выставок; исследования в области музейной коммуникации и истории музейного дела;
  • фондовая (изучение музейных предметов; комплектование фондов музея; учет музейных фондов; хранение музейных фондов);
  • экспозиционная (целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, организованных композиционно, снабжённых комментарием, технически и художественно оформленных и создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений);
  • культурно-образовательная (экскурсии, лекции, консультирование, музейные праздники, встречи, дискуссионный клуб, театральный кружок, ролевые игры, конкурсы, олимпиады и др.);
  • экономическая (презентацию и продвижение музея и его деятельности; презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг);
  • использование компьютерных технологий (виртуализация предметно-реализованных ценностей, хранящихся в Музее).

Направления деятельности Музея определяют следующие функции Музея:

  • научно-документационная;
  • охранная;
  • исследовательская;
  • образовательная;
  • воспитательная;
  • коммуникационная;
  • профориентационная.