Top.Mail.Ru
HomeНаучная библиотека КалмГУ«…Есть города красивее – не спорю, и есть единственный, который по душе!» (Ю. Курбатов)

«…Есть города красивее – не спорю, и есть единственный, который по душе!» (Ю. Курбатов)

…Век назад только балка степная

Здесь была безымянна, пуста.

Улыбнись же, её вспоминая,

Город юный, моя Элиста…» – написал поэт А. Кукаев к 100-летию нашей столицы, в эти дни отмечающей уже 16о-летие. Радостно улыбаясь глазами-окнами, она «принарядилась, похорошела» как всякая виновница торжества.

У городов, как и у людей, у каждого свое лицо, свой характер и своя судьба. А если учитывать, что среди широкого спектра вопросов их развития немаловажное значение имеют исторические условия их формирования, то путь Элисты – это гимн ее основателям, строителям! Это гимн их напряженному, созидательному труду в нелегких условиях бездорожья, безводья и еще много-много «без»…

Давайте прислушаемся к поэту и вспомним, как все начиналось, тем самым отдавая дань восхищения, уважения поколению первопроходцев, чьи «ладони в буграх мозолей к солнцу подняли Элисту!». Согласитесь, это то, у чего нет, и не может быть давности! Юбилей – это еще и возможность оглянуться назад, посмотреть с другой стороны на все привычное, задуматься.

К примеру, сегодня мы даже не можем представить, что столица нашей республики могла быть в другом месте, по-другому называться, так ведь?

Элиста… Элиста …Элиста. Такое красивое и родное звучание! Произошло оно в конце XVI в., когда наши предки, продвигаясь «по глухим тропам столетий» пришли в прикаспийские степи, которые на географических картах стали именовать «степью кочующих калмыков». Это действительно была безлюдная целинная степь, ничем не заслоненный вид на край света! Никаких поселений! Но однажды, как сказано в путеводителе-справочнике «Элиста», составленном историком И.С. Немичевым, «…пробился сквозь песчаную почву на волю родничок. Затем второй, третий…Тут часто останавливались кочевавшие по Манычу калмыки». Северный склон этой балки был песчаным, что и послужило возникновению названия местности – элстә (песчаный).

В 1853 г. в целях улучшения климата и чтобы «оградить калмыцкие стада от зимних бурь (шурганов) и летней жары» по инициативе лесного департамента царским указом «Об облесении Калмыцкой степи путем искусственного лесоразведения» была начата посадка лесной плантации. Для ее развития требовалась постоянная рабочая сила, а значит оседлое поселение, что и было учтено Кумо-Маныческой экспедицией, наметившей в 1859 г. для поселений 15 участков, в их числе и в балке Элиста.

Другой причиной возникновения этого поселения стало развитие торговых отношений между различными областями: Нижней Волги с Кубанью, Крымом, центральной части с Сев. Кавказом, а торговые тракты шли через пустынные калмыцкие степи. Для обеспечения безопасности проезда, согласно «Инструкции о заселении дорог в Калмыцкой степи» было принято решение об основании вдоль них сёл. Осваивать эти земли были вызваны «желающие селиться из малоземельных губерний: Воронежской, Харьковской, Тамбовской…». Так возникли села Плодовитое, Ремонтное, Приютное и др., в том числе и в балке Элиста, т. к. близ неё пролегал Крымский тракт. Процесс зарождения Элисты завершился строительством, вместо кибиток, капитальных домов для ставки заведующего Малодербетовским улусом. Но документов, подтверждающих точную дату возникновения Элисты нет. В довоенном паспорте города датой основания указан 1862 г., исторически же сложилось, что датой рождения считается 1865 год. Возможно, это объясняется тем, что 1862 г. – это год принятия решения об организации поселения, а 1865 – это год, когда село Элиста уже официально значилось населенным пунктом в составе Крестовской волости Черноярского уезда Астраханской губернии. И это одна из особенностей истории Элисты – в течение длительного времени она развивалась как два отдельно существующих поселения: русское село и ставка Маныческого улуса.

Административным центром для калмыков все это время была Астрахань. С 1920 г., со времени обретения национальной государственности, возник вопрос и о своей столице: оторванность административных учреждений от основной массы населения препятствовала темпу развития области. Но постановление о необходимости перевода областного центра из Астрахани в Элисту, принятое на первом Общекалмыцком съезде в июле 1920г., оставалось открытым еще несколько лет, вызывая горячие споры. Предлагались, как варианты Калмыцкий Базар – оседлое поселение, основанное нашими предками в конце XVII в. как торговый пункт по сбыту скота, Черный Яр, Яшкуль. Для выбора места была создана комиссия, доводы которой учел Калмоблисполком, принимая на заседании от 15.10.1921 г. решение «центром области избрать село Элиста», но споры продолжались. Одной из причин противников этого места было обилие песка и нехватка воды. Все же многие поддержали мнение С.М. Кирова, телеграфировавшего в Москву, что «пока исполком будет находиться в Астрахани, Калмыцкая область будет прозябать», и через семь лет 06.05.1927 г. СНК РСФСР принял постановление «О переводе центра Калмыцкой Автономной области из г. Астрахани в Элисту».

Госплан разработал план строительства города на плато восточнее с. Элисты. Съемочно-планировочные работы проводили специалисты-картографы под руководством В. Животковского, группа инженера М. Херувимова проводила исследования по водоснабжению. Проект города разработал профессор Б.А. Коршунов, с учетом, что «толчок росту города даст объединение с существующим селом» и выгодное географическое положение – в центре степи. Следует отметить, что Элиста стала местом поисков и практического воплощения многих интересных идей, т.к. в формирование ее облика большой вклад внесли представители Общества современных архитекторов (ОСА).

Были созданы областной, улусные и аймачные комитеты содействия строительству города, которые в г. «Красная степь» обратились к населению: «…помогите же своему родному делу! Можно… деньгами, имуществом, материалами… каждый рубль ускорит строительство первого в истории калмыцкого народа своего национального центра, без которого немыслимо ни культурное, ни хозяйственное возрождение народа». Стройка стала всенародной, люди на конных телегах, на подводах, запряженных верблюдами и волами, съезжались на помощь, как писал К. Ерымовский, «…ехали и верили: город будет!».

По воспоминаниям строителей, большая часть работы делалась вручную, кирпичи носили на носилках, щебень били молотками. Как засвидетельствовал в своем очерке московский журналист М. Кольцов «каждое бревно, каждую железную штангу тащили волоком или на волах через всю пустынную степь», ведь не было ни железной дороги, ни водной, ни автомобильной.

Рабочих рук не хватало, поэтому на помощь строителям выходили ежедневно по 2-3 часа рабочие и служащие всех учреждений и предприятий, устраивались субботники и воскресники, в которых участвовало все население города. Так быстро стал расти, все дальше отодвигая горизонт и вытесняя степь, город, еще не имевший официального статуса. Для этого требовалось включить в его черту с. Элисту, жители которого противились, боясь лишиться источника существования – скотоводства. Помогла долгая разъяснительная работа, и 10.03.1929 г. Элистинским сельским советом было принято постановление о присоединении села в черту города, через год Президиум ВЦИК постановил преобразовать объединенные поселения в город с наименованием Элиста.

Первым промышленным предприятием стал кирпичный завод, начали строиться здания облисполкома, педтехникума, амбулатории, автогаража и жилые дома. Задействовала секция хлебопечения, в 1932 г. открылась воздушная линия Элиста – Сталинград, в 1934 г. типография.

В 1935 г. Элиста получила статус столицы.

Интересны данные, значащиеся в паспорте города, датированном 1932-39 гг.: 1 баня, 1 прачечная, 1 гостиница, 1 дом колхозника.

— из общего протяжения улиц в . освещены только 8

— замощенных улиц 3,.

— тротуаров 2

— 3 д/сада, 3 д/яслей, 5 начальных школ, 1 неполная средняя школа, 3 средние школы. Вузов нет.

— 5 клубов, 3 массовые библиотеки, 13 детских библиотек

— 1 музей краеведения, 1 кинотеатр, 1 театр

— 4 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждения

— одна аптека, 2 автомашины скорой помощи

— 1 стадион

— 1 колхозный рынок

— 28 магазинов и лавок

— 7 столовых и ресторанов и др.

Наиболее распространенными производствами значатся швейное, овчинно-шубное, обувное, алкогольных и слабоалкогольных напитков.

Вот так в степи, как писал народный поэт Калмыкии Д. Кугультинов, «возник цветок – невиданное чудо, моя родная сердцу Элиста».

Сегодня она продолжает расти, приобретая свое лицо, восточный колорит. И мы все любим ее, соглашаемся с поэтом Ю. Курбатовым, строки которого вынесены в заголовок.

Наша маленькая, многонациональная столица все чаще становится центром больших форумов, соревнований, фестивалей, оставляя добрый след в душах многочисленных гостей, судя по отзывам в соцсетях, что не может не радовать.

Пусть хорошеет и дальше! А мы поможем ей своим бережным отношением, вовлеченностью в ее культурную жизнь. Только общими усилиями мы можем сделать наш город лучше! Уж чище – точно! Будем помнить о силе маленьких дел, из которых и складываются большие достижения. Всех с днем рождения нашей «неприметной, луноликой, изумительной» Элисты!

 

С. Богаева, зав. ООМР НБ