В юбилейный год — 55-летия со дня образования Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова — КалмГУ запускает серию материалов, посвященных истории, настоящему и будущему своих факультетов. Мы поговорим с преподавателями, деканами и студентами, чтобы узнать, как развивался университет, чем живут его факультеты сегодня и какие перспективы их ждут.
Первым в этой серии стал факультет математики, физики и информационных технологий. Мы пообщались с деканом факультета Еленой Владимировной Сумьяновой, которая поделилась воспоминаниями о том, как все начиналось, как факультет рос и менялся, а также с большой теплотой и любовью говорила о своих студентах — талантливых, разносторонних и целеустремленных.
Елена Владимировна, на ваш взгляд, каковы ключевые моменты в истории вашего факультета?
– Факультет физики, математики и информационных технологий Калмыцкого университета начинал свою историю в непростых условиях. Именно в это время по инициативе Санала Дорджиевича Павлова приехала команда энтузиастов из Томска. Они были не только талантливыми физиками, но и разносторонне развитыми личностями. Помимо науки, они привнесли в жизнь студентов и культуру: вечерами в общежитии №5 они музицировали, читали стихи, что, безусловно, влияло на развитие наших выпускников.
Факультет быстро стал известным, куда приезжали учиться со всей страны. Уровень подготовки по физике и математике был очень высоким, особенно славились наши теоретики. У нас работал академик Пюрвя Мучкавеич Эрдниев, создавший методику укрупнения дидактических единиц (УДЕ). И люди приезжали учиться именно к нему. Сегодня мы также гордимся такими сотрудниками, как Владимир Николаевич Шаповалов, ныне находящийся на заслуженном отдыхе, профессор, заведующий кафедрой экспериментальной физики Бадма Борисович Михаляев, и Александр Сергеевич Батырев, заведующий кафедрой экспериментальной и общей физики.
Студенты-физики того времени внесли свой вклад и в инфраструктуру калмыцкого вуза – многие здания и сооружения университета были построены их руками.
По каким направлениям сегодня работает факультет, какие есть достижения?
– Мы постоянно стараемся подбирать востребованные образовательные направления. Именно на нашем факультете зародилось такое направление как информационные технологии. Мы единственный в республике факультет, который готовит таких специалистов, и наши выпускники высоко ценятся на рынке труда. Не без гордости скажу, что выпускник физмата может справиться с любыми трудностями: во время обучения он прошел «огонь, воду и медные трубы» и окончил этот факультет, а значит, на него можно надеяться.
Одним из знаковых событий стало открытие в 2018 году солнечной обсерватории, построенной под руководством профессора Михаляева на средства гранта. Это современный комплекс, где данные собираются и анализируются автоматически, без необходимости постоянного наблюдения. Обсерватория сотрудничает с Пулковской и Кисловодской обсерваториями, что позволяет проводить масштабные исследования физики Солнца. Наш выпускник Сергей Бадмаевич Дертеев занимается здесь исследованием Солнца. Скоро у него будет защита кандидатской диссертации. Сюда сегодня приходят школьники на экскурсии.
На базе обсерватории развивается направление астрофизика – физика Солнца. До декабря 2024 года на факультете работала лаборатория, где молодые ученые могли реализовать свои научные амбиции.
Несколько лет назад на факультете открылась кафедра информатики, информационной безопасности и цифровой экономики, которую возглавляет Герензел Яшкуловна Казакова. Здесь мы готовим IT-специалистов и экономистов с уклоном в бизнес-информатику.
Современные тенденции цифровизации нашли отражение и в новых образовательных программах. Например, мы открыли профиль «Медицинская физика», который готовит специалистов для работы с медицинским оборудованием, в том числе для лечения онкологических заболеваний. Это востребованная специальность, и в Калмыкии уже работают два наших выпускника. По стране таких специалистов всего 600.
Мы также готовим педагогов, которые могут преподавать не только физику, но и информатику. Современный учитель должен обладать цифровыми навыками: уметь создавать контент, разрабатывать интерактивные задания и использовать современные технологии в образовательном процессе. Рынок труда стремительно развивается, и сегодня специалист должен иметь несколько компетенций, чтобы быть интересным для работодателя.
Сейчас мир столкнулся с искусственным интеллектом. Одни считают, что это благо, другие – что это абсолютное зло. Но, очевидно, игнорировать их нельзя. Какова позиция факультета в этом вопросе?
– Вы правы, искусственный интеллект становится неотъемлемой частью нашей жизни. Но, на самом-то деле, ИИ с нами уже давно, только сейчас он стал доступен широким массам. Например, в банках обработка данных для получения заемных средств ведь выполняется не вручную.
Что касается нашего факультета, то здесь уже несколько лет преподают дисциплины, связанные с ИИ. Например, доцент Ренат Александрович Бисенгалиев читает лекции по машинному обучению и нейронным сетям: как эти технологии работают на практике. Мы также активно внедряем ИИ в образовательный процесс, обучая студентов и школьников использовать эти технологии в повседневной жизни.
Тогда с развитием технологий, как вам кажется, не будут ли устаревать знания студентов через 5-10 лет? Или эта есть та база, которая никогда не потеряет актуальности?
– Классическое образование должно быть. Да, оно всегда будет отставать от современных технологий. Но это фундамент, на котором все зиждется. Это непросто – «заложить» у себя в голове этот «фундамент» знаний. Студентам кажется, что это очень тяжело. Но мы же учим их думать, решать и соображать. Проще говоря, мы «мнём их мозги».
И в итоге физматовские выпускники отличаются тем, что на любую задачу у них только один вопрос – когда? Знает он или нет, он разберется в любом случае. Фразу «не знаю» мы выбиваем уже на первом курсе. Мы учим их думать. И дальше они готовы к новой информации. Этим я и горжусь.
Сколько сегодня учится студентов на ФМФИТ?
– Сейчас у нас более 600 человек на очном обучении.
Елена Владимировна, имея большой опыт работы в университете, что вы скажете о сегодняшнем поколении студентов, уже выросших в век информационных технологий? Чем они отличаются от предыдущих?
– Сейчас студенты приходят с четким пониманием своих целей. Они сидят на паре и оценивающе смотрят на преподавателя – они эту информацию уже слышали, из интернета все знают. Теперь у преподавателя задача труднее: надо зацепить и что-то ему предложить. Я сейчас крамольные вещи скажу: возможно, он не будет ходить на твои занятия, но будет сам копаться, искать информацию, а потом придет и покажет. Сейчас дети очень инициативные. Даже если у него в науке не получается, он в общественную деятельность идет, развивает свое лидерское начало. Есть и те, кто умудряется все совмещать. Их немного, конечно, потому что обучение сложное.
Если сравнивать со студентами прошлых лет, то раньше, наверное, дети были более спокойные. Они приходили на занятия и честно их отсиживали. Серьезно относились к учебе. И те тяжелые знания, что мы давали раньше, сейчас даем уже срезами и кусками, потому что большую часть студенты могут освоить сами.
У нас теперь задача – как выдержать этот натиск (смеется). Потому что дети очень активные и все всё знают. Нам необходимо параллельно с ними учиться и расти. Дети меняются. Как сейчас принято говорить – поколение Z, поколение Alpha. Хорошие дети. Теперь надо их заинтересовывать конкурсами, турнирами, хакатонами, семинарами, фестивалями, где они могли бы общаться с равными себе. И тогда они с интересом идут на занятия, потому что понимают, что что-то еще недоузнали.
Каким вы видите факультет через 10-15 лет?
– Через 10-15 лет факультет, вероятно, станет центром IT-технологий с элементами прикладных наук. Мы будем продолжать готовить специалистов в области физики и математики, но с акцентом на цифровизацию. Возможно, появится отдельный педагогический факультет, который будет готовить учителей физики и математики для школ. Есть опасения за эту сферу, потому что без учителя нельзя представить систему образования. Но, я надеюсь, что профессия учителя останется востребованной, и не все поголовно будут уходить в IT.
Какая научная деятельность сейчас реализуется на факультете?
– Одним из ключевых направлений у нас является астрофизика под руководством профессора Бадмы Борисовича Михаляева. Его научная школа объединяет студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. Вместе они занимаются изучением солнечной активности. В ближайшее время планируется создание центра по исследованию Солнца, который станет важным научным подразделением факультета.
Еще одно значимое направление — исследования в области полупроводников, которыми занимается Александр Сергеевич Батырев. Полупроводники — это уникальные материалы, свойства которых можно регулировать: например, они не проводят ток в темноте, но становятся проводниками под воздействием света. Благодаря этим свойствам полупроводники нашли широкое применение в современных технологиях, включая смартфоны и фотоэлементы. Батырев изучает оптические и фотоэлектрические свойства полупроводников, а также разрабатывает методы бесконтактного контроля их чистоты и состава с помощью спектрального анализа.
Математические исследования на факультете пока носят разрозненный характер, и выделить единое направление сложно. Однако наши математики активно работают в своих областях, включая математическое моделирование и логистику.
Что касается бизнес-информатики, то здесь студенты изучают экономику через призму IT-технологий, что позволяет им быть востребованными на современном рынке труда.
Насколько технически оснащен факультет?
– У нашего факультета богатая лабораторная база. Только по направлению «Физика» у нас 19 лабораторий, каждая специализируется на определенном разделе науки. Эти лаборатории активно используются в учебном процессе. В ближайшее время планируется открытие нового научного центра, где будут проводиться углубленные исследования полупроводников под руководством Александра Сергеевича Батырева.
А айтишников хлебом не корми, дай только компьютер. Для них созданы современные компьютерные классы и стендовые лаборатории, где студенты изучают беспроводные технологии, программирование и даже создают собственные проекты. Например, у нас есть сервер, который студенты выиграли в конкурсе, и теперь они используют его для отработки своих программ.
Какую внеучебную деятельность ведут студенты вашего факультета?
– Студенты активно участвуют в научных мероприятиях, форумах и конкурсах. Но, как я уже говорила, совмещать нашу серьезную учебу с другой деятельностью – это тяжело. Между тем творческих много, дети ведь разносторонние. Новое поколение не будет просто сидеть и учиться. И так, глядишь, выявляются таланты. Например, в прошлом году у меня четверокурсник-математик неожиданно запел (смеется). Пошел на конкурс певцов, и я со страхом ждала, когда же, наконец, конкурс пройдет. У него защита на носу, а он в следующий тур прошел. Но ничего: справился, защитился.
Мы стараемся поддерживать разностороннее развитие студентов, но при этом не забываем о главной цели — качественном образовании. Наши студенты участвуют в научных диктантах, олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях, где показывают высокие результаты.
Вы с такой теплотой и заботой говорите о своих студентах. Наверняка, вы целиком вовлечены в их жизнь?
– Да, тут поневоле станешь. Я даже в курсе, кто на ком женился. Мы в общежития ходим, смотрим, как он там живет, убрал свои вещи или нет (смеется). Домашние они. Кстати говоря, таких абитуриентов очень много вернулось в республику из других вузов. Если мы набираем на первый курс 25 человек, то уже ко второму курсу их около 40 человек. Это приходят дети, которые вначале поступили в большие вузы, а потом все поняли и решили, что лучше всего Калмыцкий университет.
Когда мы проводим профориентационную работу с родителями абитуриентов, мы всегда говорим: присмотритесь к своему ребенку. Сейчас дети домашние, некоторым будет тяжело вдали от дома.
И напоследок, что бы вы пожелали абитуриентам и студентам?
– Выбирать Калмыцкий государственный университет. Здесь вы получите хорошие знания и интересные навыки, которые помогут трудоустроиться.