«Все руками держал, глазами видел», – говорит Морхаджи Бамбаевич об одном своем персонаже. Согласитесь, только человек, знающий все, чем занимался, не теоретически, а на деле, мог придать такой характер литературному герою. Морхаджи Бамбаевич прошел непростой путь от пастушонка из бедной калмыцкой семьи сквозь войну, депортацию до известного писателя, доктора наук, оставив о себе добрую память.
Он известен в трех ипостасях – писатель, воин, ученый, в каждой из которых достиг определенных высот. Его романы «Черноголовый журавль», «Маныч-река», поэмы «Сын народа», «Полярная звезда», наполненные собственной историей, стали классикой калмыцкой литературы. Как писателя его знают и далеко за пределами республики, его произведения переведены на многие языки мира и языки народов России. Как воин Морхаджи Бамбаевич прошел путь от курсанта до заместителя командира гвардейского полка по политчасти, награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды и многими боевыми медалями. Он – первый доктор сельскохозяйственных наук и первый заслуженный зоотехник РСФСР в республике.
Этот год можно назвать годом памяти Морхаджи Бамбаевича: во-первых, 110 лет со дня его рождения. Затем две даты – 80 лет Победы и 100 лет со времени организации в Калмобласти сельскохозяйственной опытной станции – первого научного учреждения республики, предтечи Калмыцкого научно-исследовательского института сельского хозяйства, о которых невозможно говорить, не вспомнив о нем.
Опытная станция была организована в 1925 г., в процессе становления претерпела несколько реорганизаций, связанных со сменой профиля: в 1931 г. она стала зональной по овцеводству, в 1938 г. по животноводству и полеводству. В 1943 г., в связи с упразднением республики была передана в административное подчинение Астраханской области, став Астраханской областной опытной станцией Министерства сельского хозяйства РСФСР.
После восстановления республики в 1957 г. стала «Калмыцкой опытной станцией животноводства». Кстати, ее можно назвать родоначальницей сельхознауки Калмыкии: позже были организованы Калмыцкая научно-исследовательская лесная опытная станция, Калмыцкая опытно-мелиоративная станция и Калмыцкая республиканская лаборатория по исследованию почв.
Распоряжением СМ РСФСР от 3 октября 1958 г. опытная станция животноводства реорганизована в «Калмыцкую государственную сельскохозяйственную опытную станцию», директором был назначен М.Б. Нармаев, как-то написавший, что новая должность давала ему возможность осуществить свою мечту, а мечтой он называл восстановление калмыцкой породы скота. Вот как надо использовать должность! Чем не пример?!
Благодаря его энергии, организаторским качествам, прозорливости и глубокому знанию дела, в 1967 г. на базе станции был организован Калмыцкий научно-исследовательский институт мясного скотоводства (КНИИМС), ставший единственным специализированным институтом по мясному скотоводству в стране. Морхаджи Бамбаевич очень много провел работы по созданию новых отделов, лабораторий, по обеспечению научным оборудованием, приглашению нужных специалистов. Была значительно расширена тематика исследований. На институт возлагалась научная работа не только внутри республики, но и координация и методическое руководство научно-исследовательскими учреждениями зоны Северного Кавказа и Поволжья по вопросам мясного скотоводства. В 1995 г. КНИИМС был реорганизован в Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства (КНИИСХ). С 2015г. он носит имя М.Б. Нармаева.
Благодаря Морхаджи Бамбаевичу в нашей республике появились опытно-показательные хозяйства и племзаводы, его называют основателем калмыцкой зоотехнической науки, в период работы в университете организовал кафедру зоотехнии, занимавшуюся подготовкой специалистов-зооинженеров. Есть заслуги и в педагогической сфере – им подготовлено немало ученых, которые сегодня наставники следующего поколения ученых.
Морхаджи Бамбаевич – автор более 100 научных работ. Его монография «Калмыцкий скот» – настольная книга каждого специалиста, интересующегося вопросами традиционного животноводства. Она дважды переиздавалась, и сегодня находится в ряду часто цитируемых научных работ.
Вся его жизнь – это подтверждение того, что он был из тех, кто не мог пройти по жизни сторонним наблюдателем. Об этом свидетельствует его запись в дневнике периода Великой Отечественной войны, на начало которой ему было 26 лет: «Надо спешить, ведь я могу не успеть побывать на поле брани, все закончится без меня. Мое место в Армии! Любым путем – на фронт!». У него была «бронь», но он добровольцем ушел воевать. Участвовал во многих решающих сражениях: форсировал Днепр, освобождал Сталинград, Москву, Украину, бился на Курской дуге. Тот дневник в мирной жизни лег в основу его произведений «Фронтовая тетрадь» и «Записки молодого бойца». Сотрудничал с фронтовыми газетами, в них печатались его очерки и стихи о героизме наших солдат, их вере в Победу. И поэтому мы знаем, что за нашу мирную жизнь должны быть благодарны комиссару Ф. Галдобину, пулеметчику В. Голенкову, санинструктору Надюше и многим землякам, о которых в 1942г. в газете «Ленинский путь» он писал: «…дерутся, как львы. Пусть узнает степь о боевых их подвигах!». Таким образом, он внес имена однополчан в летопись войны и рассказал потомкам, как сражались с врагом их родные, как и где кто-то из них принял свой последний бой. В его фронтовом дневнике было написано: «Если я погибну в боях, прошу эту тетрадь переслать в правление Союза писателей КАССР», т.е. записывать увиденное – это не просто писательская привычка, а он все фиксировал именно для истории, сохранения памяти о тех, кто отстаивал независимость Родины.
В 1956 г. был в инициативной группе, ходатайствовавшей перед Правительством СССР о возвращении калмыков на Родину и восстановлении автономии калмыцкого народа. Вернувшись после депортации, Морхаджи Бамбаевич стал одним из организаторов Союза писателей Калмыкии, много делал для издания произведений коллег. Как-то в издательстве «Советский писатель» на вопрос, почему не просит об издании своих произведений, ответил: « Так я же председатель правления. Должен заботиться о своих писателях, о себе уж потом». Люди, работающие исходя из интереса дела, которым занимаются, не могут стать просто страничкой истории, они – формула для тех, кто в начале жизненного пути, в начале профессионального становления. Морхаджи Бамбаевич жил, как писал сам, по правилу: «Помогай товарищу как можешь. Нет возможности, будь нейтральным, не вреди ему». Возможности находил всегда, судя по многочисленным благодарным воспоминаниям коллег, учеников, друзей. В их памяти остались его обаяние, открытость в общении, неравнодушие, тактичность, удивительное трудолюбие. Они благодарны ему за умение поддержать, направить в минуты решающего выбора, за стремление поделиться знаниями, опытом, за право на собственное мнение.
На аграрном факультете КалмГУ организован музей калмыцкого традиционного животноводства, в одной из аудиторий установлен барельеф М.Б. Нармаева. Учреждена именная премия.
А еще доброй и долгой памятью о Морхаджи Нармаевиче стала напеваемая многими на родном языке, что сегодня уже хорошо, песня «Иньг минь». Да, автором слов является М. Нармаев. Знали? Дата написания в сборнике автором указана так: сент. 1956 – февр. 1957 г. Много позже стихотворение «попалось на глаза» нашему композитору А. Манджиеву, и в 1996 г. родилась эта красивая песня о любви.
В университетской серии ««Звёзды над степью. Калмыкия в событиях и лицах. XX век» издана книга «Журавлиный полет. Труды и дни Морхаджи Нармаева». Теперь это, кстати, как многие книги серии, библиографическая редкость. Обращайтесь в научную библиотеку.
С. Богаева, зав. ООМР НБ