В минувшую субботу состоялась очередная сессия Школы юного литературоведа, в которой приняли участие 58 учеников 10-11 классов из Элистинского технического лицея, Калмыцкой национальной гимназии им. Кичикова А.Ш, школ №20, №17 им. Д.Н. Кугультинова и Целинной школы им. К. Эрендженова.
Занятие по основам научно-исследовательской работы в школе было проведено доцентом Манджиевой Б.В. Она познакомила старшеклассников с видами ученических работ, основными этапами проведения исследования, дала рекомендации по выбору темы и определению проблемы будущего проекта, объяснила, каким должно быть содержание научной работы, и обратила внимание ребят на возможные формы представления результатов их интеллектуального труда. Отметим, что ежегодно учащиеся 11-х классов школ республики создают свои исследовательские проекты, защищают их на школьных конференциях.
Кроме того, доцент Манджиева Б.В. дала рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения, подчеркнув важность и значимость предстоящего испытания.
На олимпиаде по литературе ученикам 10-11 классов, как правило, предлагается выполнить аналитическое задание – комплексный анализ текста. Не существует образцов, шаблонов и клише такого анализа, потому что каждая работа – это проявление творчества и индивидуальное восприятие содержания текста. Однако необходимо знать основные подходы к написанию олимпиадной работы, о которых на своем занятии подробно рассказала доцент кафедры Орлова Е.А. Анализ текста должен привести в итоге к главному – пониманию авторского замысла, его позиции, способов, приемов, которыми он эту позицию выразил. Школьники познакомились с критериями оценки комплексного анализа текста сочинения. На примере рассказа А.И. Солженицына «Как жаль» ребята совместно с педагогом выполнили устный разбор художественного произведения, который поможет им структурировать письменный текст сочинения и в дальнейшем успешно выполнять подобный вид работ.
Выступление доцента кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы Микитенко Н.Ю. на тему «Миры Рея Бредбери (на материале рассказа «Вельд»)» вызвало большой интерес у школьников. Рэй Брэдбери написал «Вельд» в 1950 году, но у читателя создается впечатление, что писатель сумел заглянуть в будущее. После просмотра художественного фильма, снятого по этому рассказу, были обсуждены вопросы: Как родители должна относиться к детям? Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Каковы последствия чрезмерного использования технологий? Как нужно относиться к воспитанию детей?
Ответы на эти вопросы могут составить материал для выпускных сочинений. Учащимся также были предложены возможные темы для итогового сочинения, касающиеся проблем семьи, а также аргументы, подтверждающие те или иные выводы.
Завершил день увлекательный литературный квест, подготовленный студентами 3 курса направления «Отечественная филология» и 2 курсом направления «Зарубежная филология». Каждая из станций проверяла знания школьников по русской литературе: нужно было определить персонажа по цитатам и эпизодам; найти выход из литературного лабиринта, выполнив задания, касающиеся сюжета того или иного произведения; назвать максимальное количество заглавий произведений, зашифрованных в тексте; соотнести 25 предложенных иллюстраций с названиями произведений и прокомментировать каждый эпизод, изображенный на картине; определить, каким литературным героям принадлежат вещи (яблоко, зеркало, растительное масло, гранатовый браслет, ключи, книга с закладкой на 14 странице и др.); снять на видео короткий литературный мем.
«Выражаем благодарность классным руководителям и учителям русского языка и литературы всех школ, которые приняли участие в мероприятии, и надеемся на то, что ребята придут к нам на занятия весной, чтобы узнать еще больше нового, интересного и полезного», – сказали на Кафедре русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы.